[win koi mac translit] |
THE BEATLES Группа образована в 1959 году в Ливерпуле, Великобритания. Джон Леннон (полное имя Джон Уинстон Леннон, 09.10.1940, Ли- верпуль - 08.12.1980, Нью-Йорк) - вокал, гитара, гармоника, кла- вишные Пол Маккартни (полное имя Джеймс Пол Маккартни, 18.06.1942, Ливерпуль) - вокал, бас-гитара, гитара, клавишные Джордж Харрисон (25.02.1943, Ливерпуль) - вокал, гитара, си- тар, клавишные Ринго Стар. (настоящее имя Ри- чард Старки, 07.07.1940, Ливер- пуль) - вокал, ударные, перкус- сия, клавишные Приведенный выше состав - не ис- ходный состав группы, но это состав тех, кого весь мир знает как The Beatles. О воздействии этой группы не только на умы, сердца и души, но и на политику, экономику, нравственность и культуру человечества написаны то- ма. Задача же энциклопедии - исчер- пывающий рассказ о творческом пути исполнителя, невзирая на его досто- инства и недостатки. Прежде всего, следует отметить, что первым барабанщиком группы был не Пит Бест, как это принято счи- тать, а Томми Мур, близкий друг Джо- на Леннона. Правда, продержался он недолго, но, тем не менее, историче- ская справедливость должна быть восстановлена. Тем более что сам Джон считал его исходным барабан- щиком своей группы. Будущие The Beatles родились и выросли в Ливерпуле, - месте, где в конце пятидесятых годов влияние американской популярной музыки бы- ло едва ли не сильнее, чем в столице Великобритании. Джон Леннон уже выступал в любительской скиффл- группе The Quarrymen, когда на пикни- ке, устроенном 6 июля 1957 года, по- знакомился с Полом Маккартни - формально этот день следовало бы считать датой рождения The Beatles. Пол был приглашен в группу, и уже с первых же дней пара начала писать собственные вещи (именно в тот пе- риод они сочинили "The One After 909", вошедшую в последний студий- ный альбом "Let It Be"), что было явле- нием нехарактерным для тех лет: обычно исполнители пользовались ли- бо готовым материалом, либо компо- зиторы писали им музыку на заказ. К концу 1957 года Маккартни угово- рил Леннона принять в группу - на- звание которой к тому времени изме- нилось на Johnny And The Moondogs - Джорджа Харрисона. На следующий год Джон пригласил Стью Сэтклиффа, своего соученика по художественному колледжу, занять место бас-гитари- ста. Сэтклифф вообще не умел играть ни на одном музыкальном инструмен- те, но незадолго до приглашения Джона удачно продал одну из своих картин, и вырученные деньги пошли на приобретение аппаратуры для The Silver Beatles (через пару месяцев сло- во "silver" выбросили из названия). И только в августе 1960 года на сцене появляется Пит Бест, который сменяет за ударными Томми Мура. В таком составе The Beatles совер- шают первые четыре поездки в Гам- бург. В декабре 1960 года Харрисона депортируют из Германии: во-первых, как несовершеннолетнего, во-вторых, у него отсутствует разрешение на пра- во работать. Но все это происходит уже после того, как группа провела более тридцати выступлений в гам- бургских пивных (их репертуар состо- ял тогда главным образом из вещей Чака Берри, Литтл Ричарда, Карла Перкинса и Бадди Холли). В январе 1961 года The Beatles дебютируют в клубе "Каверна" на Мэтью-стрит, Ли- верпуль, и за два года дают там более 300 концертов. В апреле 1961 года группа снова выступает в Гамбурге - новые приче- ски четверых музыкантов (первым ее начал носить Сэтклифф) с тех пор из- вестны как "классические битлов- ские". По завершении гамбургских концертов Сэтклифф покидает The Beatles и находит работу в местной ху- дожественной галерее. Группа воз- вращается на родину, а спустя год Стью Сэтклифф умирает от кровоиз- лияния в мозг (10.04.1962, Гамбург). В конце 1961 года на один из кон- цертов The Beatles в "Каверне" слу- чайно забрел Брайан Эпстайн. Комис- сованный по состоянию здоровья из армии, Брайан Эпстайн, также уроже- нец Ливерпуля, год учился в Королев- ской академии драматического искус- ства (Лондон), а вернувшись домой, стал управляющим отцовского мага- зина грампластинок. Незадолго до по- сещения "Каверны" Эпстайн получил запрос на выпущенный в Германии сингл "My Bonnie" (который The Beatles записали в Гамбурге как ак- компанирующая группа певца Тони Шеридана - для этого студийного проекта они взяли себе название The Beat Boys). Эпстайн решил лично удо- стовериться в качестве группы, и был весьма удивлен, узнав, что The Beatles - не только не немцы, но и самая по- пулярная группа в Ливерпуле. Спустя месяц он стал менеджером The Beatles. Первым делом Эпстайн изме- нил имидж музыкантов: вместо черных кожаных курток The Beatles облачи- лись в пиджаки без воротников от Пьера Кардена (получившие во всем мире название "битловки"); а взбитые "коки" а-ля Элвис Пресли сменили длинные челки. Когда практически все европейские фирмы грамзаписи отвергли музыку The Beatles, Брайан Эпстайн сумел до- биться контракта с Parlophone, вхо- дившей тогда в состав ЕМ1. В июне 1962 года группу прослушал продю- сер Джордж Мартин (03.01.1926) и подписал с The Beatles контракт на месяц. 17 августа 1962 года Леннон, Мак- картни и Харрисон пришли к выводу, что Пит Бест не справляется с обязан- ностями барабанщика, и Бест - в ту пору единственный и неоспоримый секс-символ группы - добровольно (то есть без скандала) покинул группу. Буквально через несколько дней пос- ле первого прослушивания в студии фирмы Parlophone на место барабан- щика был приглашен Ринго Старр, иг- равший во второй по популярности ливерпульской группе Rory Storme And The Hurricanes. 11 сентября 1962 года The Beatles записали свою первую со- рокапятку в которую вошли "Love Me Do" и "P.S. I Love You", в октябре того же года попавшие в национальный Тор 20. В начале 1963 года композиция "Please Please Me" заняла в хит-пара- де Великобритании 2-е место, а 11 февраля 1963 года, всего за 13 часов был записан дебютный альбом The Beatles. Когда третий сингл группы "From Me То You" занял в чартах пер- вое место, рекорд-индустрия Велико- британии обогатилась новым терми- ном: Merseybeat, то есть "ритмы с бе- регов реки Мерси". Дело в том, что большинство групп, работавших в сти- листике, аналогичной стилистике The Beatles, - Gerry And The Pacemakers, Billy J. Kramer And The Dakotas и The Searchers - были выходцами из Ли- верпуля, расположенного на реке Мерси. Летом 1963 года The Beatles, кото- рые должны были открывать британ- ские концерты Роя Орбисона, оказа- лись по рейтингу на порядок выше американца - именно тогда появи- лись первые признаки явления, полу- чившего термин "битломания". По окончании первых европейских гаст- ролей (октябрь 1963 года) The Beatles и их менеджер Эпстайн перебрались в Лондон. Преследуемые толпами по- клонников, The Beatles появляются на публике только под охраной полиции. В конце октября того же года сингл "She Loves You" становится самой ти- ражируемой пластинкой в истории граммофонной промышленности Ве- ликобритании, а в ноябре 1963 года The Beatles выступают перед Короле- вой-матерью. Capitol Records, американская ветвь фирмы ЕМ1, отнеслась к успеху группы настороженно и, на всякий случай, не выпустила ни одной пла- стинки, датированной 1963 годом (Джордж Мартин вел переговоры с не- зависимыми фирмами Vee Jay и Swans, но успеха не добился). В конце концов руководство Capitol Records рискнуло перепечатать четвертый сингл The Beatles "I Want To Hold Your Hand", а также выпустить "лонгплей". Так американские слушатели получи- ли диск "Meet The Beatles" (идентич- ный второму британнскому альбому "With The Beatles"), это произошло в январе 1964 года. В американские га- строли The Beatles фирма Capitol вло- жила всего 50 000 долларов, и 7 фев- раля 1964 года в нью-йоркском аэро- порту Кеннеди группу встречали не- сколько тысяч ее американских фэ- нов, а 9 и16 февраля более 70 милли- онов телезрителей смотрели выступ- ление The Beatles в программе Эда Салливена. В апреле 1964 года ком- позиция "Can't Buy Me Love" одно- временно возглавила хит-парады Ан- глии и США - в том же месяце The Beatles заняли все верхние пять стро- чек в хит-параде журнала "Billboard" (с композициями: "Can't Buy Me Love", "Twist And Shout", "She Loves You", "I Want To Hold Your Hand" и "Please Please Me"). Премьера первого фильма с уча- стием The Beatles ("Hard Day's Night" - "Вечер трудного дня", ре- жиссер Ричард Лестер) состоялась в США в августе 1964 года - первая не- деля проката принесла доход 1,3 мил- лиона долларов. На группе делали деньги все, кто только мог, - выпуска- лись парики "под Битлз", шилась оде- жда а-ля "Битлз", штамповались кук- лы-"битлз" - короче, все к чему мож- но было прилепить волшебное слово "Битлз", превращалось в рог изоби- лия. Однако "благодаря" финансовой неопытности Эпстайна музыканты практически ничего не имели с бе- шеной эксплуатации их имиджа. The Beatles встали во главе "британского вторжения" (см. BRITISH INVASION), проложив на американский рынок до- рогу для таких групп, как Dave dark Five, The Rolling Stones и The Kinks. К 1965 году Леннон и Маккартни уже не писали песни вместе, хотя по условиям контракта - и по взаимной договоренности - песня каждого из них считалась совместным творчест- вом. В 1965 году The Beatles побыва- ли с концертами в Европе, Северной Америке, Австралии и на Ближнем Во- стоке. Второй фильм с их участием "Help!" ("На помощь!", режиссер Ри- чард Лестер) снимался в Англии, Ав- стрии и на Багамских островах весной 1965 года; премьера картины состоя- лась в США в августе того же года. 15 августа 1965 года The Beatles высту- пали перед 55 000 зрителей на нью- йоркском стадионе "Ши", установив рекорд посещаемости рок-концертов. Написанная в тот период композиция Пола Маккартни "Yesterday" (1-е мес- то, 1965 год) до сих пор является са- мой популярной в репертуаре более чем 500 исполнителей. В июне 1965 года "за выдающийся вклад в дело процветания Великобритании" Коро- лева наградила музыкантов орденами Британской империи - событие было воспринято неоднозначно, однако 26 октября церемония награждения все же состоялась в Букингемском дворце (в 1969 году Джон Леннон вернул свой орден). Выход альбома "Rubber Soul" озна- меновал новый этап в творчестве The Beatles и выход за рамки поп-форму- лы, тогда сводившейся к простейшему уравнению: красивая мелодия + лю- бовная лирика = успех. The Beatles и Боб Дилан привлекли к рок-музыке взрослую аудиторию, которая до того считала ниже своего достоинства вни- мать незамысловатым песням "про любовь" - и The Beatles, и Дилан ста- ли своего рода рупором послевоенно- го поколения, тексты группы станови- лись все более поэтически зрелыми и, часто, более политическими. Летом 1966 года Джон Леннон стал причиной скандала, заявив: "Христианство рано или поздно изживет себя. Оно съе- жится и исчезнет. Спорить по этому поводу бессмысленно - я прав, и бу- дущее покажет, что я прав. Мы уже сейчас популярнее Иисуса Христа". Последняя фраза привела к массовым сожжениям пластинок группы, и, спус- тя некоторое время, Леннон был выну- жден принести свои извинения всем, чьи чувства он оскорбил. 29 августа 1966 года в Кэндлстик- парк, Сан-Франциско, The Beatles дали свой последний концерт и со- средоточились на экспериментах в студии (точкой отсчета, видимо, сле- дует считать композицию "Norwegian Wood", 1965 год, где впервые про- звучал "экзотический" инструмент ситар), первым результатом которых стала "Rain" с пущенными задом-на- перед траками. А такие вещи, как "Taxman" и "Love You То", вошедшие в альбом "Revolver", свидетельство- вали о композиторском росте Джор- джа Харрисона. Для записи диска "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band" потребова- лось 75 000 долларов и четыре меся- ца кропотливой работы в студии с ис- пользованием таких новинок того вре- мени, как четырехканальные магнито- фоны и устройства для наложения звука. Выпущенный в июне 1967 года, альбом стал мощным аргументом в пользу того, что рок - очень серьез- ное концептуальное искусство, а сама пластинка - ее гармоническая гамма, тексты, наложенные шумы - стала предметом исследования серьезных ученых: некоторые, правда, искали за- шифрованные послания, и находили их, например, в таких вещах, как "Lucy In The Sky With Diamonds" или "A Day In The Life". 25 июня 1967 года The Beatles появились в телемосте, за трансляцией которого наблюдали бо- лее 200 миллионов телезрителей. Да и собственно запись "Сержан- та" заслуживает отдельного повество- вания. Может быть, начнем его слова- ми "Это было тридцать лет назад се- годня"? Потому, что когда сегодня слушаешь "Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера", кажется, будто именно эта пластинка сохранила в се- бе ту славную эпоху: добро, зло, ил- люзии, самообман - в чем еще все это нашло более четкое и осязаемое воплощение?! Поставьте пластинку на проигрыватель (или пленку на магни- тофон), и ваша комната наполнится милыми призраками, полузабытыми сновидениями; откроется потайной чуланчик вашей памяти, и из него вый- дут Рита и Люси, очередной тур валь- са, а вам еще не шестьдесят четыре, и ваша сорочка безукоризненно бела и хрустит, как мартовский снег... Но мы отвлеклись. Так в чем же ценность "Сержанта"? Эта пластинка - Красная книга исчезнувшей добродетели - до- бродетели, с которой начинала поп- музыка: любовь, дружба и обязатель- но музыкальная прогрессивность. Именно этим The Beatles притягивают к себе и сегодняшнюю молодежь, по- явившуюся на свет уже после распада группы: дефицит души в обществе компенсируется в волшебной стране по имени The Beatles. К 1967 году The Beatles уже окончательно сформиро- вались музыкально и морально, чтобы сделать Главное Заявление. Даже са- мые первые их вещи принесли в рок новые аккорды и гармонии, по этой части они были такими богачами, что к 1965 году их стала привлекать, так сказать, крупная форма, то есть тема- тический альбом. Альбом "Help" был еще, по сути, просто набором песен - правда, отличных песен, но "Rubber Soul" уже предлагала слушателю на- строение, объединившее все компо- зиции пластинки, изящество же во- площения говорило о переходе к под- линному мастерству. Пластинка также свидетельствовала об усложнении техники звукозаписи, впоследствии этот симбиоз - талант исполнителей и технические достижения сотрудни- ков студии - стал отличительным при- знаком The Beatles. Диск "Revolver" с гитарными партиями, пущенными за- дом наперед, и другими студийными экстравагантностями стал предвест- ником эры технических чудес в поп- музыке, а сами The Beatles очутились в роли отцов-основателей. Но, как оказалось, усложненная студийная за- пись имела и свои отрицательные сто- роны: готовясь к очередному амери- канскому турне, музыканты выяснили, что адекватно воспроизвести новые песни в концертном исполнении не- возможно, и, когда гастроли закончи- лись, The Beatles решили больше не выступать. Решив вопрос с концерта- ми, The Beattes полностью сосредото- чились на студийной работе, и кто в конце 1966 года мог предположить, куда занесет их фантазия? Запись "Сержанта Пеппера" нача- лась 24 ноября 1966 года, когда The Beatles собрались в комплексе фирмы ЕМ1, расположенной по Эбби-роуд, 3, в Лондоне. Присутствовали продюсер Джордж Мартин и новый звукоопера- тор Джефф Имерик. За несколько не- дель, которые оставались до Рождест- ва, The Beatles и студийная команда записали три новые песни: "Когда мне будет 64", "Стробери Филдс" навеки" и "Пенни-лейн". Первая представляла собой типичный номер для мюзик- холла и была написана в традицион- ной для Маккартни манере, с "про- слойкой" из двух кларнетов и бас- кларнета. Две других являли нечто но- вое: обе родились из детских воспо- минаний, и каждая ярко отражала лич- ность своего автора. "Пенни-лейн", которую написал Пол, рассказывала о маленькой улочке в пригороде Ливер- пуля - композиция изысканно-не- брежная и несколько застенчивая, словно Пол стеснялся своей носталь- гии по детству. "Стробери Филдс" на- веки" - произведение Джона. Эта песня о приюте "Стробери Филдс", расположенном в мрачном старом до- ме, воспоминания о котором будут вечно жить в сердцах его бывших оби- тателей. Композиция тоже получилась мрачной - здесь The Beatles впервые использовали меллотрон, - но значи- тельно более философской, нежели "Пенни-лейн". Тем не менее обе эти песни обнаруживали новый пласт ком- позиторского дарования Джона и По- ла. "Меня потрясли эти вещи, - гово- рит Джордж Мартин. - Было совер- шенно ясно, что мальчики очень воз- мужали творчески: уже "Revolver" был весьма сложным в музыкальном пла- не, но эти две песни свидетельствова- ли о чем-то принципиально новом". В середине января 1967 года англий- ский хит-парад возглавила компози- ция "Верую!" американской группы Monkees, из ниоткуда появился фено- менальный гитарист Джими Хенд- рикс - его интерпретация популярной песни "Hey Joe" получила мировую из- вестность. The Beatles тем временем хранили молчание, которое настора- живало руководителей ЕМ1, и фирма решила выпустить сорокапятку с дву- мя песнями, предназначавшимися для нового альбома, - выбрали "Пенни- лейн" и "Стробери Филдс" навеки". Однако Джордж Мартин и Брайан Эп- стайн не хотели, чтобы эти, уже про- сочившиеся в систему радиовещания, песни дублировались в альбоме: "В те дни слушатели были очень экономны- ми, - вспоминает Мартин, - очень неохотно платили за песни, которые уже слышали на сорокапятках. Сегод- ня это кажется абсурдом - любая группа включает удачную композицию в пластинку, собственно, для того и существует - сорокапятка: это как бы обкатка песни". И все-таки "Пенни- лейн" и "Стробери Филдс" навеки" были выхвачены из самого сердца "Сержанта", и 17 февраля пластинка поступила в продажу. The Beatles ни- когда не мучились в поисках музы- кального материала, к концу марта они написали еще пять песен - на том этапе они назывались "Рита с бензо- колонки", "Один день из жизни", "До- брое утро", "Она покидает дом" и "Блюз сержанта Пеппера". Первым из тех, кто не участвовал в записи, новую музыку услышал Алан Ливингстон, руководитель Capitol Records, американского филиала ЕМ1. Ливингстон приехал в Лондон на регу- лярную встречу совета директоров фирмы, его пригласили в студию на Эбби-роуд: "Когда я пришел, звучал "День...". "Что это?! - спросил я. - Кто это исполняет?!" Я не мог пове- рить, что такое возможно, такая кра- сота. Я был в шоке". "Один день из жизни" действительно потрясает, хотя и пять других композиций (включая "Когда мне будет 64") трудно назвать альбомным балластом - каждая из них представляла собой совершенно новый взгляд на тексты, музыкальные гармонии, звуковое оформление. Но, возможно, самое главное - особенно с "высоты" технически искушенных девяностых - как непринужденно, легко, иные скажут - примитивно, - они монтировались. При записи "Сер- жанта" не пользовались ни синтезато- рами, ни приспособлениями для под- бора гармоний и получения пробных записей, а ведь теперь они входят в студийную экипировку любой группы. Песни записывались на четырехдоро- жечных аппаратах, сейчас они кажутся смехотворными по сравнению с уст- ройствами, которыми пользуются да- же дилетанты. С точки зрения совре- менной технологии, когда при монта- же пластинки используются сорока- восьмидорожечные аппараты, запись "Сержанта Пеппера" выглядит пол- нейшей авантюрой, и все же на пла- стинке записана музыка, равную кото- рой рок-музыка пока еще не создала. "Нам пришлось изобретать собст- венные приспособления, - вспомина- ет Джордж Мартин. - Словно какой- то неистовый дух импровизации реял над аппаратурой. И дело вовсе не в том, что Джон и Пол написали велико- лепные вещи, просто вдохновение од- них воспламеняло других, и наоборот. Пол всегда был более конкретным, чем Джон, когда говорил о своих за- мыслах. Джон мог часами рассуждать, какой эффект должна вызвать та или иная музыкальная фраза, Пол же про- сто садился за инструмент и начинал плести кружево мелодий. Он спраши- вал: "Ты вот это имел в виду? Нет? То- гда, может быть, так?" - и продолжал работать до тех пор, пока не находил самое точное решение. "Количествен- ный" взнос Джона в пластинку был не таким уж большим, но, так сказать, ка- чественно он был огромен. И Пол это понимал. В то время мальчики вообще очень хорошо ладили. А мы все чувст- вовали, что участвуем в создании дей- ствительно чего-то великого". Для то- го, чтобы добиться дрожащего звука фортепиано в песне Маккартни "Оча- ровательная Рита" ("Рита с бензоко- лонки"), Мартин обмотал тонвал лен- топротяжного механизма клейкой лен- той и получил в результате искажен- ную запись. Потом он микшировал ее с прямым сигналом от рояля, создав таким образом некое "подводное" звучание, ставшее позже характерным для психоделических композиций. Для записи ленноновской песни "Доброе утро" Мартин перевернул фонотеку ЕМ1 и сделал настоящую оркестровку звуков... домашних животных: вставка начинается с псовой охоты и заканчи- вается кудахтаньем курицы, которое неожиданно переходит в гитарный ак- корд. Однако стержнем пластинки стала композиция "Один день из жиз- ни", единственная вещь The Beatles, действительно составленная из двух совершенно разных песен - одну на- писал Леннон, другую (среднюю часть) - Маккартни. "Внушительная оркестровка - идея Пола, - говорит Мартин. - Он был тогда еще таким наивным, что предложил: "Давайте пригласим симфонический оркестр, и пусть парни играют все что угодно". Я сказал, что если девяносто "парней" начнут играть все что угодно, вряд ли это будет хорошо звучать. Поэтому кошмар еще предстоит аранжиро- вать". В отличие от беззаботного Пола, Джордж Мартин имел представление о бюджете и уговорил Маккартни со- кратить оркестр хотя бы вполовину. После долгой и нудной торговли Пол согласился на 42 музыканта - с та- кой командой The Beatles еще нико- гда не записывались. Пол намекал Мартину, что оркестранты будут чув- ствовать себя непривычно в обста- новке полного хаоса, который обыч- но царил в любом месте, куда хотя бы на пять минут наведывались Лен- нон и Маккартни. Когда Мартин по- просил его изъясняться внятно, Пол сказал, что неплохо было бы оркест- рантам прийти во фраках. Мартин пожал плечами, буркнув, что с по- добным идиотизмом никогда не сталкивался, но о фраках распоря- дился. И вот в студию пришли солидные симфонические музыканты, и им предложили сыграть тщательно про- думанную абракадабру, то есть совер- шенно противоположное тому, что они исполняли всю свою сознательную жизнь. Поначалу они отказались, но их все же уговорили попробовать, и с третьей попытки получилось нечто впечатляющее - такой какофонии в поп-музыке еще не было. Присутство- вавший при записи Мик Джеггер об- нял Пола и сказал, что столь "шикар- ного кошмара" он никогда не слышал. Не менее впечатляющим получился и финал, который они записали без микширования: Мартин и четверо "битлов" сели за концертные рояли и одновременно взяли один и тот же ак- корд. Когда звук начал затухать, нахо- дившийся в аппаратной Джефф Име- рик увеличил уровень записи - и соз- далось впечатление, что аккорд парит в вечности, которую и по сей день штурмует рок. Зато свист Пола, кото- рым заканчивается пластинка, слышат только собаки ("Мы еще ни разу не писали ничего для животных", - ска- зал он потом). Где-то в середине февраля "битлы" задумались над оформлением кон- верта. Один из друзей предложил по- пробовать американских художников Джейн и Питера Блейков. "Когда The Beatles записали примерно половину материала, - вспоминает Блейк, - уже было ясно, что пластинка станет называться "Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера". Идея альбома - концерт, настоящий концерт с увертю- рой и финалом, и каждый из "оркест- рантов сержанта Пеппера" исполнял свою песню. По-моему, у них даже уже была готова униформа - они решили, что оркестр сержанта Пеппера должен выглядеть именно так. Я подумал, что неплохо было бы сфотографировать их на фоне огромной толпы, состоя- щей и из великих личностей, и из зна- менитостей, и из литературных персо- нажей, и из героев народных сказок... Я составил список тех, кого предпола- гал снимать. The Beatles всех отвергли и принялись составлять свои списки: Джон и Пол не обошли вниманием да- же генералитет, а Джордж хотел сфо- тографироваться на фоне двухсот сво- их знакомых гуру. Ринго бездельничал два дня, потом сказал: "Я заранее одобряю выбор всех остальных". На- конец список был готов. Леннона при- шлось долго уговаривать вычеркнуть Христа, посколько руководство фирмы боялось неприятностей со стороны церкви. Питер и Джейн две недели го- товили съемочную площадку: из жур- налов и книг вырезали изображения, с помощью пантографа увеличивали до человеческого роста и воссоздавали точные портреты. Потом их устанавли- вали на специальные кронштейны, а "головы" последнего ряда наклеивали на голубой фон. Затем Блейк попро- сил всех принести свои любимые предметы", и Леннон притащил пере- носной телевизор ("Он почему-то ре- шил, что без телевизора нам не обой- тись", - говорит Блейк), тряпичную змею и тяжеленный бюст неизвестно- го римского патриция. Харрисон на- стоял на буддийском божке, а Ринго где-то раздобыл огромную куклу в майке с надписью Rolling Stones. Му- зей восковых фигур мадам Тюссо лю- безно предоставил копии самих "бит- лов" и восковую фигуру американско- го боксера Сонни Листона. Потом до- говорились о доставке цветов, кото- рые должны были устилать весь пе- редний план. В самый последний мо- мент Пол решил вручить каждому по духовому инструменту. "Оркестранты должны быть с трубами", - пригова- ривал он. В музыкальном магазине ед- ва удалось избежать скандала - денег хватило только на три трубы, и Пол в отчаянии пытался стянуть рожок. Сла- ва Богу, владелец лавки оказался фа- натичным поклонником The Beattes, и дело не получило широкой огласки. Потом раздобыли басовый барабан, и можно было приступать к съемке. Первая попытка закончилась пол- ным фиаско: на Ринго напал приступ смеха и его долго не могли успокоить, когда же он, наконец, угомонился, вы- яснилось, что у него усы разной дли- ны. Это открытие так развеселило По- ла, что он упал на "Мерилин Монро" и переломил ее в талии. Взбешенный фотограф, им был знаменитый мастер Майкл Купер, сказал, что он впервые встречает таких чокнутых клиентов. Потом оказалось, что прибыли не те цветы: Джейн договорилась о полевых ромашках, они получаются на фото- графиях очень яркими и практически не требуют ретуши, кроме того, ро- машки долго не вянут. Вместо этого прибыли блеклые лесные гиацинты, и всю партию пришлось забраковать. Наконец привезли ромашки, но их оказалось слишком мало, чтобы выло- жить передний план. Один из асси- стентов предложил разложить их в ви- де гитары, и "получился предмет, не- много напоминающий кость",-до сих пор негодует Джейн. Съемку при- шлось отложить до следующего дня - всю ночь Джордж посвящал Ринго в тайны индийского аутотренинга, и к утру Старр вообще перестал реагиро- вать на действительность. Наконец все собрались в павильоне, маэстро прильнул к видоискателю и... "Ринго расплылся в идиотской улыбке, - вспоминает Харрисон. - Тут уж не вы- держал Джон: он поднял свою трубу и заиграл королевский гимн. Фотограф автоматически вытянулся, запутался головой в своей черной тряпке и пере- вернул аппарат. Началось такое... Я думал, он убьет Джона". С третьей попытки съемка уда- лась - сфотографировали обе сторо- ны конверта и разворот, однако случи- лось непредвиденное: один из реаль- но существовавших героев толпы по- требовал вознаграждение за воспро- изведение своей тощей фигуры. Ему вежливо отказали и заменили картон- ку... живым Кассиусом Клеем - зна- менитый боксер, путешествовавший в то время по Англии, обрадовался, как ребенок, и сам был готов приплатить за возможность сняться с "битлами". Слухи о том, что The Beatles записыва- ют новый альбом, просочились в прес- су, и с чьей-то нелегкой руки все заго- ворили о наркотиках, которыми музы- канты якобы подстегивали свою твор- ческую фантазию. (Когда пластинка появилась в продаже, необычность музыки, или "странность" ее, как на- стаивали наиболее ортодоксальные критики, стала для легковерных еще одним доводом в пользу наркотиков.) Мартин же высказывается по этому вопросу весьма категорично: "Соавто- рами "Сержанта Пеппера" были нече- ловеческий труд и подлинный талант. Наркотиков не было, это говорю я, Джордж Мартин, - их придумали те, кто до сих пор ненавидит мальчиков за нестандартность мышления". Как же создавались остальные пес- ни "Сержанта"? Дженни Бойд, невест- ка Харрисона, увлекалась в то время индийскими философами, в одной книге ей запомнилась строка: "Жизнь продолжается и с тобой, и без тебя". Фраза мелькнула в разговоре с Джор- джем, и, как говорится, остальное бы- ло вопросом техники. Песня Харрисо- на "С тобой и без тебя", которой от- крывается вторая сторона пластинки, никогда не нравилась Мартину: "Я очень уважаю Джорджа, но иногда его заносит..." Но музыкальный вызов, ко- торый бросила индийская школа гар- монии европейским традициям, при- влек Мартина-композитора, и он ре- шился на запись: сам Джордж играл на ситаре, а два его приятеля из Лон- донской ассоциации индийской музы- ки - на табло и дилрубе (табла - раз- новидность индийского национально- го барабана, дилруба - инструмент, несколько напоминающий скрипку). Мартин сделал аранжировку средней части композиции, включив европей- ские инструменты, которые вели тягу- чую индийскую мелодию, - получи- лась забавная "механическая смесь", как говорит Мартин, "восточной экзо- тики и западного пуританизма". Вто- рую песню на пластинке - "С помо- щью моих друзей" - исполнял Ринго. "Ринго не самый выдающийся вока- лист на свете, - улыбается Мартин, - но в его голосе столько обаяния и те- плоты... И потом, друзья ему действи- тельно помогали: вокальное трехголо- сье Джона, Пола и Джорджа прослу- шивается прекрасно". При изготовлении матрицы Мартин принял еще одно, довольно рискован- ное по тем временам решение: чтобы создать впечатление целостности пластинки, он отказался от традици- онных трехсекундный пауз между ком- позициями: "Меня все отговаривали, ссылаясь на то, что слушатель не смо- жет найти начало понравившейся пес- ни. Я послал всех к черту и сказал: "Они будут слушать всю пластинку, с первой бороздки до канавки сбега на второй стороне - мальчики создали настоящую музыку, а не кулек пас- хальных шлягеров!" И кто оказался прав?!" В конце мая The Beatles при- гласили журналистов на прослушива- ние новой работы. Все выдающиеся перья музыкальной Англии собрались в квартире Брайана Эпстайна, и пока контрольный экземпляр пластинки до- водили до кондиции - оказалось, что его отштамповали без центрального отверстия, -терзали Пола вопросами относительно того, что он думает по поводу запрещения радиотрансляции "Одного дня из жизни". (Еще до выхо- да пластинки в свет радиостанция Би- би-си наложила запрет на песню: она якобы была написана под воздействи- ем наркотиков.) Пол засмеялся: "С тем же успехом можно запретить Мо- царта: они с Сальери, говорят, пьянст- вовали". Наконец Ринго проковырял в пластинке дырку, и ее поставили на проигрыватель. Вот как вспоминает свои первые впечатления Дерек Тейлор, один из ведущих биографов The Beatles и близкий друг музыкантов: "Я "ушел" в музыку, как Джон в мечту (обыгрыва- ется строчка из последней песни на пластинке). Когда игла оторвалась от пластмассы, я увидел, что Голдли, му- зыкальный обозреватель "Melody Maker", плачет. А мне казалось, что передо мной прошла вся моя жизнь, с детства и до сегодняшнего дня". "Жизнь действительно очень сложная штука, - продолжает Тейлор, - да и вообще, что такое наша жизнь? Вы можете ответить на этот вопрос? Я - нет. А они сумели. The Beatles сдела- ли большее: они ее показали, и оказа- лось, что в жизни есть не только лю- бовь, которую воспевала поп-музыка 60-х, но и дружба и еще кое-какие важные вещи. Человек - загадка, кто спорит, но сколько же об этом можно петь? Человек всесилен, и "Битлы" не побоялись сказать это. А новая эра студийного экспрессионизма? Тоже они. Вы говорите, что "Сержант Пеп- пер" куда лучше нас осведомлен о по- ложении дел в наших с вами девяно- стых? И потом, тогда люди не были столь циничными, как сейчас, и фраза "Все, что тебе нужно, - это любовь!" звучала очень искренне - нам дейст- вительно была нужна любовь. Сейчас, похоже, на этот товар нет спроса". Хронология записи "Сержанта" 24 ноября 1966 года. Запись "Strawberry Fields Forever" - в песне рассказывается о приюте Армии спа- сения в пригороде Ливерпуля. Ребен- ком Джон со своей тетушкой Мими ча- сто гулял в саду приюта. Слова "cran- berry sauce" ("клюквенный соус"), с учетом произношения Леннона, могут слышаться как "I buried Paul" ("Я похо- ронил Пола"), что породило слухи о гибели Маккартни и замене его неким анонимным музыкантом. Кстати, в опубликованном тексте песни слов "cranberry sauce" нет - это характер- но не только для The Beatles, но и для многих других рок-музыкантов: напе- чатанные тексты часто отличаются от фонограмм. 10 декабря. "When I'm 64". Эту пес- ню Пол написал в шестнадцать лет и посвятил отцу, которому тогда испол- нилось 64 года. "Я подумал, что она вполне может подойти для какого-ни- будь мюзикла", - сказал позже Пол. 14 января 1967 года. "Penny Lane". Пол ввел трубы-пикколо - ему очень нравилось их звучание в "Брандер- бургских концертах" Баха. Как уже го- ворилось, ни "Strawberry Fields Forever", ни "Penny Lane" не вошли в "Сержанта Пеппера", но были включе- ны в следующий диск The Beatles "Волшебное таинственное путешест- вие". 19 января. "Один день из жизни". Рассказывается об автомобильной ка- тастрофе, в которой погиб Тара Брау- ни, большой друг "битлов". Говоря о фильме, Леннон имеет в виду картину "Как я выиграл войну", в которой он снялся. Слова "четыре тысячи ямок" Джон взял из газеты "Дейли мейл": в редакционной статье рассказывалось о плачевном состоянии автомобиль- ных дорог в графстве Ланкашир. 1 февраля. "Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера". История появле- ния до сих пор неясна, хотя, как утвер- ждает оператор Мэл Эванс, вначале была задумана песня о "соле и перце" ("пеппер" по-английски - перец). 16 февраля. "Доброе утро". Леннон посмотрел утреннюю рекламу, в кото- рой говорилось о кукурузных хлопьях, и сюжет лег в основу песни. 17 февраля. "Все на бенефис мис- тера Кайта!" Слова этой песни Леннон "содрал" с цирковой афиши столетней давности, которую он нашел в дере- венской библиотеке в графстве Кент. 21 - 22 февраля. "Забиваясь в но- ру" и "Очаровательная Рита". Обе пес- ни написал Пол. Первая - впечатле- ния Маккартни от детского мульт- фильма о кроте, который прячется в свою нору, не желая соприкасаться с действительностью. Вторая - о де- вушке с бензоколонки, за которой Пол долго и безуспешно ухаживал ("Rita- meter" - американизм, то есть это Ри- та, следящая за счетчиком бензина). 2 марта. "Люси в небе с алмазами". Песня Леннона. Первым до аббревиа- туры ЛСД "додумался" Кейт Ричарде из The Rolling Stones, и долгое время считалось, что песня посвящена этому наркотику. Джон неоднократно зая- влял, что так его сын Джулиан назвал абстрактное произведение одного знакомого художника. 9 марта. "Все лучше и лучше". Пес- ня Пола. Во время последних амери- канских гастролей у Ринго обострился хронический тонзиллит, и барабанщик Джимми Никол, который некоторое время - и весьма неудачно - заменял Старра, по нескольку раз в день наве- щал больного Ринго, приговаривая эти слова. Слышно, как на заднем плане Джон произносит: "Хуже и быть не мо- жет". 15 марта. "С тобой и без тебя". Песня Джорджа. Партию бас-гитары исполняет Клаус Вурманн (по образо- ванию Вурманн художник, он оформ- лял конверт альбома The Beatles "Revolver"). 17 марта. "Она покидает дом". Пес- ня Пола. В основе лежит статья из "Дейли миррор", в которой рассказы- валось о распаде одной преуспевав- шей семьи. Часть текста написал Джон. 30 марта. "С помощью моих дру- зей". Песня Пола, первоначально на- зывалась "Буги для больного пальца". Слова Джон и Пол написали вместе. Исполняет Ринго. На сбеге со второй стороны запи- сан свист Маккартни (частота пример- но 15 кГц) - человеческое ухо практи- чески не воспринимает этот звук, но домашние животные реагируют на не- го великолепно. На дорожке у самого ярлыка записан в обратную сторону обрывок бессмысленной фразы. 27 августа 1967 года музыканты уе- диняются в Уэльсе, где начинается их шестимесячный эксперимент с транс- цендентальной медитацией, курс ко- торой им преподавал Махариши Ма- хеш Йоги (в начале 1968 года он на два месяца увез четверку в Индию). В это время в своей лондонской кварти- ре от передозировки снотворного скончался Брайан Эпстайн (коронер признал его смерть случайной). По- трясенные смертью менеджера и дру- га, The Beatles вновь сближаются и под руководством Пола Маккартни снимают телевизионный фильм "Magical Mystery Tour" ("Волшебное таинственное путешествие"). Впервые лента демонстрировалась программой Би-би-си 26 декабря 1967 года. Нес- мотря на недовольство критиков, по- клонников группы и самой Королевы фильмом, одноименный альбом имел феноменальный успех - в него вошли две самых загадочных композиции группы: "Strawberry Fields Forever" и "I Am The Walrus" (автор обеих Джон Леннон), смысл которых пытается раз- гадать уже третье поколение поклон- ников творчества The Beatles. В конце 1967 года сингл "Hello Goodbye" занял первые места в хит- парадах Великобритании и США - то- гда же в Лондоне открылся первый бу- тик фирмы Apple Records, торгующий "фирменной" одеждой а-ля The Beatles. Сеть подобных магазинов Пол Маккартни хотел назвать "моделью еврокоммунизма", однако предпри- ятие довольно быстро прогорело, и в июле 1968 года лавочку пришлось за- крыть. Следующим деловым предпри- ятием The Beatles было учреждение фирмы-конгломерата Apple Corps Ltd (январь 1968 года), в которую вошла и звукозаписывающая компания Apple Records, - Apple Corps Ltd подписала контракты с Джеймсом Тейлором, Мэ- ри Хопкин и Badfinger, однако слабый менеджмент привел к краху этой орга- низации. Концом "битломании", вероятно, следует считать июль 1968 года, - именно тогда поклонники группы уст- роили массовые шествия в последний раз. Это произошло сразу же после премьеры мультипликационного фильма "Yellow Submarine" ("Желтая подводная лодка") немецкого худож- ника Хайнца Эдельманна, в котором были представлены четыре новые песни The Beatles. В августе 1968 года был выпущен сингл "Hey Jude" (автор Пол Маккартни), на второй стороне которого была ленноновская "Revolution", - до конца 1968 года сингл был реализован тиражом более шести миллионов и до сих пор счита- ется одной из "наиболее коммерче- ских" пластинок в мире. Все это время музыканты интен- сивно работали над очередным сту- дийным альбомом - он назывался просто "The Beatles", однако во всем мире этот двойной диск известен как "Белый", или "Рождественский аль- бом": по цвету конверта и дате выхо- да в свет. Эта работа, как никакая другая, показала полное расхожде- ние творческих направлений музы- кантов - Джон Леннон пошел по пу- ти жестких гитарных риффов, на ко- торых строились его песни-исповеди (до сих пор не исследовано влияние Леннона на формирование риффо- вых структур хард-рока, хотя роль его здесь более чем очевидна), Пол Маккартни заявил о себе как непод- ражаемый мелодист, Джордж Харри- сон исповедывал восточную музы- кальную эстетику, и один лишь Ринго Старр оставался тем самым "бит- лом", каким и был с самого начала пребывания в группе, хотя именно его творческий рост в этот период оказался наиболее заметным. Джон Леннон все более "срастался" с Йо- ко Оно, удаляясь от проблем группы (их первый совместный альбом "Two Virgins" вышел в том же месяце, что и двойной "The Beatles", следова- тельно, обвинения в адрес Маккарт- ни, выпустившего свой первый соль- ник на несколько дней раньше диска "Let It Be", что якобы стало причиной распада The Beatles, представляются по меньшей мере неаргументирован- ными). Музыканты попытались мирным пу- тем решить свои творческие разно- гласия и в начале 1969 года провели многочасовые кино- и фотосъемки в студии, которые позже предполага- лось смонтировать в виде докумен- тального фильма. Аудиоматериал был передан продюсеру Филу Спектору, однако "по горячим следам" вышел только один сингл "Get Back", заняв- ший в том же 1969 году первое место в чартсах Европы и Америки. Выпу- щенная весной 1970 года лента "Let It Be" оказалась, по сути, хроникой рас- пада The Beatles - в ленте представ- лен концерт-импровизация на крыше офиса Apple Corps Ltd, фактически са- мое последнее выступление группы перед публикой. К весне 1969 года Apple Records теряла тысячи фунтов стерлингов еженедельно. Несмотря на возраже- ния Маккартни, трое других музыкан- тов пригласили менеджером фирмы американского юриста Аллена Клей- на - его первым деловым шагом бы- ло решение издать отдельным диском синглы, до того не входившие ни в один альбом группы. Так появилась пластинка "The Beattes Again" (второе название "Hey Jude"). Немного попра- вив финансовое положение, The Beatles за два месяца - июль-август 1969 года - записали альбом "Abbey Road", в который вошла одна из са- мых тиражируемых вещей нашего времени "Something" (автор Джордж Харрисон). После выхода альбома вновь поползли слухи "Пол Маккартни мертв" (впервые они начали распро- страняться после выпуска "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band", на задней обложке которого Маккартни изображен спиной к зрителю): Пол пе- ресекает Эбби-роуд босиком, тогда как остальные музыканты обуты - этого оказалось достаточным, чтобы старая сплетня обрела второе дыха- ние. Но несмотря на все слухи и неле- пые домыслы, "Abbey Road" оказался самым успешным диском The Beatles. Противоречия в группе приобрели необратимый характер, и в сентябре 1969 года Джон Леннон заявил: "Я ухожу из группы, с меня довольно. Дайте мне развод", однако его угово- рили не делать публичного заявления до решения всех совместных вопро- сов. 17 апреля 1970 года вышел пер- вый сольный альбом Пола Маккартни, и в тот же день музыканты официаль- но заявили о распаде The Beatles. Прошло более четверти века после распада этой великой группы - в те- чение всех семидесятых периодиче- ски проносились слухи о воссоедине- нии The Beatles, и всякий раз кто-то из "великолепной четверки" решительно опровергал их. 8 декабря 1980 года стало ясно, что The Beatles навсегда стали частью истории музыки и куль- туры, и ни о каком возрождении не может быть и речи. Альбомы группы переиздаются миллионными тиража- ми, - вышедшие в формате CD два двойных сборника The Beatles ("си- ний" и "красный") вновь сотрясли хит- парады всего мира, где держатся и по сей день. А следующим шагом, после которого поклонники The Beatles во всем мире вновь выстроились в оче- реди за пластинками своих вечных ку- миров, стал выход в свет трех двой- ных "Антологий". И точку, кажется, в этой истории пока ставить рано. Синглография (две цифры в скоб- ках после года вхождения в таблицы популярности означают места в хит- парадах США и Великобритании соот- ветственно): Love Me Do - 1962 (1; 17) Please Please Me - 1963 (3; 2) From Me To You - 1963 (41; 1) She Loves You - 1963 (1; 1) I Want To Hold Your Hand - 1963 (1; 1) Can't Buy Me Love - 1964 (1; 1) I Saw Her Standing There - 1964(14; -) Twist And Shout - 1964 (2; -) Do You Want To Know A Secret - 1964(2;-) P.S. I Love You - 1964 (10; -) A Hard Day's Wght - 1964 (1; 1) Ain't She Sweet - 1964 (19; 29) And I Love Her - 1964 (12; -) Matchbox - 1964 (17; -) I Feel Fine-1964 (1; 1) She's A Woman - 1964 (4; -) Eight Days A Week - 1965 (1; -) Ticket To Ride - 1965 (1; 1) Help -1965(1; 1) Yesterday (I', -) Day Tripper/We Can Work It Out - 1965 (-; 1) Day Tripper - 1965 (5; -) We Can Work It Out - 1966 (1; -) Nowhere Man - 1966 (3; -) Paperback Writer - 1966(1; 1) Yellow Submarine/Eleanor Rigby - 1966 (-; 1) Yellow Submarine - 1966 (2; -) Eleanor Rigby - 1966 (II; -) Penny Lane/Strawberry fields Forever - 1967 (-; 2) Penny Lane - 1967(1; -) Strawberry fields Forever - 1967(8; -) All You Need Is Love - 1967 (1; 1) Hello Goodbye - 1967(1; 1) Magical Mystery Tour (EP) - 1967(-;2) Lady Madonna - 1968 (1; 1) HeyJude -1968(1; 1) Revolution - 1968 (12; -) Get Back -1969 (1; 1) Ballad Of John And Yoko - 1969(8; 1) Something/Come Together - 1969 (-,4) Come Together/Something - 1969(1;-) Let It Be-1970 (1; 2) Long And Winding Road - 1970(1;-) Yesterday-1976 (-; 8) Got To Get You Into My Life - 1976 (7; -) Back In The U.S.S.R. - 1976 (-; 19) Booties Movie Medley - 1982 (12; 9) Love Me Do-1982 (-; 4) Yesterdsy -1986(1:1) Lady Madonna/Paperback Writer -1986(2; 7) Get Back/Old Brown Shoe - 1993 (3; 14) Дискография (UK): The Booties And Tony Sheridan (Contour/Reprise) -1962 The Booties Hits EP (Parlophone) - 1963 Twist And Shout EP (Parlophone) - 1963 Beetles No I EP (Parlophone) - 1963 Please Please Me (Parlophone - 1963 With The Beetles (Parlophone) - 1963 All My Lovin ' EP (Parlophone) - 1964 Beatles Vs, The Four Seasons (Vee fay) -1964 Long Tall Sally EP (Parlophone) - 1964 Beatles And Frank lfeld On Stage (Vee fay) -1964 Beatles With Tony Sheridan (MGM) -1964 Hard Day 'sMghtEP (Parlophone) -1964 Introducing The Beatles (Vee Jay) - 1964 [US with Please Me mono] A Hard Day's Night (Parlophone) - 1964 Hard Day's Night 2 EP (Parlophone) -1964 Beatles For Sale (Parlophone) - 1965 Beatles For Sale EP (Parlophone) - 1965 Beatles For Sale 2 EP (Parlophone) -1965 Million Sellers EP (Parlophone) - 1965 Help (Parlophone) -1965 Yesterday EP (Parlophone) - 1965 Rubber Soul (Parlophone) - 1965 Revolver (Parlophone) -1966 Amazing Beatles (Clarion) - 1966 Nowhere Man EP (Parlophone) - 1966 A Collection Of Beatles' Oldies (But Goldies) (Parlophone) -1966 Sergeant Pepper's Lonely Hearts Club Band (Parlophone) - 1967 Magical Mystery Tour EP (Parlophone) -1967 The Beatles [White Album] (Parlophone) -1968 Yellow Submarine (Parlophone) - 1969 Abbey Road (Parlophone) - 1969 Let It Be (Parlophone) - 1970 Hey Jude/The Beatles Again (Applle) -1970 Beatles' Christmas Album (Apple) - 1970 From Then To You (Apple) - 1970 [green Apple label] Jhe Beatles 1962-1966 (Parlophone) -1973 The Beatles 1967-1970 (Parlophone) -1973 The Early Years (Electrola/Contour) -1973 The Beatles First (Polydor) - 1974 In The Beginning (Polydor) - 1974 This Is Where It Started (Parlophone) -1975 Rock'N'Roll Music (Parlophone) - 1976 Magical Mystery Tour LP (Parlophone) -1976 Beatles Tapes (Polydor) - 1976 [David Wiggs Interviews] The Beatles At The Hollywood Bowl (Parlophone) -1977 Live At The Star Club Hamburg (Bellaphon/Atlantic/RCA) - 1977 Love Songf (Parlophone) - 1977 Beatles Collection (Parlophone) - 1978 [ 13 LPs boxed set] Heyfude (Parlophone) -1979 Rarities (Parlophone) -1979 The Beatles Ballads (Parlophone) - 1980 Beatles Box (W. Rec. Club) - 1980 [8LPs boxed] Beatles EP Collection (Parlophone) - 1981[14EPs] Reel Music (Parlophone) - 1982 20 Greatest Hits (Parlophone) - 1982 Beatles Collection (Mobile Fid,) - 1982 Beatles At The Beeb (ВВС) -1982 Past Masters Vol. I (EMI) - 1987 [HMVbox, booklet] Past Masters Vol. 2 (EMI) - 1987 [HMVbox, booklet] Help/Rubber Soul/Revolver (EMI) -1987 [CD only] The Singles (EMI) - 1991 The Beatles 1962 - 1967 (Apple) - 1993 [CD-only] The Beatles 1967- 1970 (Apple) - 1993 [CD-only]. From Us To You: Live At The ВВС (EMI) - 1994 [56-track 2LP] The Beatles Anthology I (EMI) - 1995 [2 CD] The Beatles Anthology 2 (EMI) - 199612 CD] The Beatles Anthology 3 (EMI) - 1996 [2 CD] Breadbin (Parlophone) -1997 [15CD] (US - без учета boxed set'oe и "пи- ратских" сборников): Introducing The Beatles (Capitol) - 1963 Meet The Beatles (Capitol) - 1964 The Beatles' Second Album (Capitol) -1964 A Hard Day's Night (Capitol) - 1964 Something New (Capitol) - 1964 The Beatles Story (Capitol) - 1964 Beatles '65 (Capitol) - 1965 The Early Beatles (Capitol) - 1965 Beatles IY (Capitol) 1965 Help (Capitol) -1965 Rubber Soul (Capitol) - 1965 Yesterday And Today (Capitol) - 1966 Revolver (Capitol) -1966 Sergeant Pepper's Lonely Hearts Club Band (Capitol) - 1967 Magical Mystery Tour (Capitol) - 1967 The Beatles [White Album] (Capitol) -1968 Yellow Submarine (Capitol) - 1969 Abbey Road (Capitol) - 1969 HeyJude (Capitol) -1970 Let It Be (Capitol) - 1970 The Beatles 1962 - 1966 (Capitol) -1973 The Beatles 1967-1970 (Capitol) -1973 Rock'N'Roll Music (Capitol) - 1976 The Beatles At The Hollywood Bowl (Capitol) -1977 Love Songs (Capitol) - 1977 The Beatles Rarities (Capitol) -1980 Reel Music (Capitol) - 1982 20 Greatest Hits (Capitol) - 1982 The Beatles' Same Old Story (Capitol) -1990 Другие издания (избранное): Please Please Me (Pathe) - 1963 The Beatles (MGM) - 1964 Beatles Again (Pathe) - 1969 Beatles Beat (Pathe) - 1977 Beatles Greatest (Pathe) - 1977 Hear The Beatles Tell All (Charly) -1981 John Paul George & Ringo At Their Best (Lingasong) -1991 (Рок-энциклопедия. М., АОЗТ "Ровесник", 1997.) |
[Первая страница]
[Обзоры]
[Рок энциклопедия]
[Музей]