Music Phone Banner


[win koi mac translit]

Евгений КОЗЛОВСКИЙ

ЭТЮД N 31
(Егор и опизденевшие.
"Сто лет одиночества")

Игорь Лебедев, который ставит этюды на сайт и терпеть не может печатного мата (я разделяю его симпатии, хотя и... отчасти) в данном случае просто вынужден смириться: коли уж предоставляемый сайтом диск носит такое название. Из этой песни выкидывать слова бессмысленно. Последовательнее было бы выкинуть саму песню. То есть диск.

Но выкидывать диск было бы акцией антидемократической (поскольку в хит-параде RealAudio сайта он попал в первую десятку) и, возможно, даже антикоммерческой (по той же самой причине). Скорбеть же о вкусах публики (читай - реальных и потенциальных покупателей) - дело совершенно пустое. А править эти вкусы - безнадежное. Хоть, может, и не вполне. Правка общественных вкусов - это, возможно, та самая капля, которая точит камень. Но вы можете представить себе, как медленно она это делает?

"Егор" - это понятно. Егор Летов. Кто же - опизденевшие? Судя по тексту на буклетике - Константин Рябинов, Анна Волкова, Игорь Жевтун и Александр Рожков. Вероятно, они согласились с тем, чтобы их так назвали. Я бы не согласился ни за что.

Что значит это сакраментальное слово? Что господа пришли в состояние шока, ступора, чего-нибудь еще в этом роде от чего-либо. Что же, прийти в подобное состояние по нашей теперешней жизни можно вполне, на себе испытывал. Тут главное - придя в него и немного в нем поневоле побыв, суметь из него вбраться. Если этого не случилось, - значит опизденевшие господа таковыми и остались. То есть они - неадекватны действительности. Попроще сказать - сумасшедшие.

Вообще говоря, творчество сумасшедших обычно бывает интересно лечащим их врачам. Но нет! - выставки работ параноиков и проч. порою привлекают и общественный интерес. И часто - по делу. В данном случае беда в том, что опизденевшие скорее всего таковыми просто прикидываются. А это уже в любом смысле значительно менее интересно.

Получив диск, я попал в ужасную пробку: Дмитровка провалилась под землю, и я преодолевал полтора километра Садового кольца четыре с лишним часа. Практически поневоле прочел все тексты песен и стихов (на диске, как впоследствии оказалось, два стихотворения читаются автором без музыки). Не уверен, что справился бы с этой совершенно нетривиальной задачей в обстановке более тривиальной. Дома, например. В общем, все складывалось в одно: опизденевший от пробки, случившийся в результате ухода на многие метры под землю одной из московских центральных улиц (событие, от которого и впрямь довольно легко опизденеть), я читал стихи опизденевшего Егора Летова. Приговор был окончательным и обжалованию не подлежал: бред сивой кобылы. Я даже подумал, что не так и трудно написать макрос для Word’а, который бы сочинял подобные тексты без участия Летова или какого бы то ни было другого гуманоида.

ПризнаЮ: был не прав. Когда диск слушаешь, оказывается, что дурацкие эти тексты, воспроизводимые автором то с кривой ухмылкой, то с истерическим надрывом (обнаружил на диске ровно две вышеназванные "краски"), начинают нести определенный смысл. Эмоциональный. Ключевые слова, призванные будить ассоциации, оказывается, подобраны довольно точно. Ну, приблизительно, как образы картинок параноиков. То есть появилось подозрение, что Егор Летов опизденел и впрямь, а не просто прикидывается. А если и прикидывается - делает это довольно убедительно.

После первого, поверхностного, вполуха, прослушивания диска я решил начать этюд о нем приблизительно так:

"Если вы пришли в ресторан и буквально в первый момент обнаружили, что у скользнувшего мимо официанта жирная черная грязь под ногтями, а на белом переднике - пара подозрительного вида пятен, - вы скорее всего из ресторана тут же и уйдете, не интересуясь, вкусно ли там кормят и нету ли каких других скрытых от первого взгляда достоинств. Когда я услышал, что г-н Летов не умеет произносить некоторых звуков русского языка: у него вместо "чемодана" получается "цемодан", вместо "что" - "цто" и тому подобное, - я решил, что вслушиваться в его песни совершенно незачем: точно так, как пробовать блюда ресторана с грязными и неопрятными официантами. Ибо если человек решается выступить перед публикой в роли артиста (а что же иное делает Летов, записав диск и, как минимум, не возражая против его продажи? здесь даже более того: он сам является диска этого и продюссером!), он должен озаботиться хотя бы минимумом приличия. Исправить речевой дефект вроде предлагаемого г-ном Летовым - дело, скажу и профессионально ("преподаватель актерского мастерства" - одна из специальностей по диплому), и по личному опыту - двух-трех месяцев работы. Правда, упорной, но все же посильной.

Однако, я, увы, не являюсь простым посетителем ресторана - я, что называется, "ресторанный критик" - так что, вынужденно перебарывая брезгливость, сажусь за стол и спрашиваю меню..."

Спросив же меню и внимательно его продегустировав (специально и внимательно прослушав весь диск), я пришел к выводу, что приведенный выше зачин был бы ошибкой. Вот почему: не то что бы опизденевший Егор Летов продумал этот ход намеренно. Возможно - ход подсознателен. Но концептуально Егор на своих слушателей плюет и кладет. Что слышно буквально изо всего. И нежелание заниматься чистотой речи - только маленькая деталька в общей картине. То есть: слушателям, которым альбом должен понравиться, должно понравиться и то, что на них плюют. Ну, приблизительно так же, как с соратниками г-на Летова, которым, видать, нравится, что Егор назвал их опизденевшими.

Но плюет так последовательно и энергично, что в результате оказывается: в альбоме что-то есть. Как минимум, энергия. Драйв.

Совсем особое дело, что мне не нравится ни истерический надрыв, ни эта вот не Бог весть как тонкая гаерская интонация (сам г-н Летов довольно точно называет ее "косоротой натужной ухмылочкой"). Что я предпочитаю более внятные ассоциативные ряды и особо предпочитаю, чтобы они шли вторым слоем под первым, логичным и достаточно простым...

Совсем особое дело, что я не хочу вслушиваться в бред наркомана и меня не интересуют проблемы скользких вен и пр.

Совсем особое дело и то, что, услышав случайно (возможно, даже, безосновательно), к какой кампании, тусовке принадлежит г-н Летов (мне сказали, что это Лимонов и вокруг него), я сразу почувствовал смешанное с отвращением предубеждение.

Всё это, пожалуй, дело моих личных предпочтений.

Если бы даже я считал тематику и стиль летовского альбома социально вредными, я, пожалуй, не стал бы заниматься контрпропагандой: я слишком понимаю ее полную бессмысленность, а чаще - даже и способность привести к прямо противоположным результатам.

Но я не могу считать социально вредным или социально полезным ни одно произведение искусства.

А у меня в результате возникло ощущение, что альбом Летова замешан все же на искусстве.

Не вызывающем моей симпатии. Но подлинном.

Да. Есть вот такой художник. У него есть свои слушатели. И свои поклонники. И дай им всем Бог!

Один из своих текстов г-н Летов заканчивает следующими словами:

"В начале было слово...
Все слова - пиздеж."

Ну вот. Летов с прочими опизденевшими часок попиздели. Я тоже немного попиздел по этому поводу.

Разошлись.


Copyright 1998 текст от Евгения Козловского

Другие этюды Евгения Козловского

отправить свои комментарии, пожелания, предложения и т.д.

Обзоры этого автора
"НОЛЬ" и Федор Чистяков
Компакты в Интернете
Errol Garner, Telonius Monk
Александр Розенбаум "Июльская жара"
Чиж & Co "Новый Иерусалим"
Аквариум "Кунсткамера", БГ "Прибежище"
Егор и опизденевшие "Сто лет одиночества"
Леонид Агутин "Летний дождь"
Бахыт компот "Страшнее бабы зверя нет"
Эдуард Успенский "Трое из Простоквашино"
Б. Гребенщиков - А. П. Зубарев. "Рапсодия для воды"
Александр Лаэртский. "Вымя"
BLUENITE и другие коллекции джаза
Ногу свело. "Счастлива, потому что беременна: синий альбом"; Сексуальные меньшинства. "Некрофилия"
Иосиф Кобзон, 16 компакт-дисков
Натали "Ветер с моря"
Жанна Агузарова
Антон Батагов играет "Искусство фуги" Баха
Юз Алешковский - "Окурочек"
Кислый уксус халявы: о дисках ООО "САНТЪ"
Афанасьев. "Заветные сказки"
Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс и Максим Венгеров
Вероника Долина - "Невинград", "Любая любовь"
БГ - концерт 8 марта
"Руслан и Людмила" Глинки и "Мертвые Души" Щедрина в исполнении Большого театра
"Чиж & Co" - 5 компакт-дисков + 1 дополнительный
"Лука Мудищев"
Блестящие, "Просто мечты"
Аквариум Снежный лев
Пищиков, Гайворонский, Волков
Владимир Чекасин "Болеро-2" ...
БГ "Чубчик", "Лилит", "Песни Александра Вертинского", "Задушевные песни"
"Полонез, Чиж и Co"
"Из переписки с читателем"
В.Ерофеев Москва-Петушки
Иосиф Бродский
Микаэл Таривердиев
Alexey Kozlov. The Mountains of Kimeria
Алексей Козлов "Горы Киммерии"
Before to begin



[Первая страница]
[Обзоры]
[Рок энциклопедия]
[Музей]

Music Phone Banner