Music Phone Banner
[win koi mac translit]

Андрей Порываев

Led Zeppelin. BBC Session
(Two CD) Released November 1997

Прочитав рецензию Козловского на диск Чижа, я вначале был сильно раздражен, ведь мне- то как раз музыка этой команды очень нравится. И первой мыслью было написать какое-нибудь ругательное письмо по принципу "сам дурак" (Чиж - это не Нортон утилиты, а все-таки что-то наше, национальное), но эту мысль быстро заменила другая: а чем я хуже? (или лучше?)

Да и с другой стороны, каждый говорит, что считает нужным. Не нравится - не читай! (Это как раз относится и к теперешнему бумагомараке, или теперь правильнее говорить мониторомараке) И вот попытка еще одного самопального "музыкального критика" рассказать что-то про музыку. Но, в отличие от вышеупомянутого автора, я не собираюсь ругать тех, о ком хочу написать. Поскольку ругать-то как раз гораздо проще, чем сказать что-либо доброе. Это не камень в сторону Козловского, а просто умозаключение, ведь гораздо легче найти в любом явлении какие-то отрицательные черты, чем обстоятельно разъяснить, что же в этом хорошего. Может, именно поэтому мне понравились другие его эссе, ну, например, про БГ. Да и потом, кто мы такие, чтобы критиковать таких людей? Что мы создали такого, что бы ставило нас хотя бы наравне с музыкантами? Не хочется уподобляться герою поговорки: кто не может сам делать, тот учит других, как делать. Очень точно подметил это А. Градский в споре с каким-то корреспондентом одной из околомузыкальных газет, когда корреспондент попытался сказать, что он тоже, вроде как профессионал в музыке, поскольку окончил какое-то музыкальное учреждение, на что получил вполне справедливый ответ, что если бы он был профи, то не сидел бы тут (на передаче) с пером и бумагой, а занимался бы музыкой. Ну да ладно, это было как бы вступление, а теперь перейдем к предмету обсуждения поближе.

Недавно мне на день рождения друзья подарили компашку Led Zeppelin "BBC Led Zeppelin review session". Я знал, что не так давно Джимми Пэйдж переиздал старые вещи, даже как-то держал этот диск в руках. Ничего нового для себя с первого раза я не увидел. Да и что нового можно увидеть, если все композиции на двойнике с первых четырех альбомов Led Zeppelin. До боли в ушах знакомые названия. Разве что одна - под номером 10 Somethin' Else. Да и та - известный, классический rock-n-roll. Первой мыслью была - опять пираты издали очередной сборничек типа The Best. И я был очень рад, что ошибся. На двух компашках не было ни одной композиции, которую бы я до этого слышал раньше в том изложении, как они представлены на сидюке. А ведь я считал, что уж Цеппелинов -то я знаю хорошо!

Вот почему-то не помню, как я познакомился с Цеппелинами. Кажется, что их знал всегда. Помню, как вышел альбом Presence. Тогда мы, еще пацаны, учились в школе, где-то в классе седьмом. Молодое поколение и не знает, что это были за времена. Тогда не было ни "русского радио", ни "радио Z", никакого другого, кроме советского радио - типа Маяк. Козловский -то наверняка помнит, что о западной музыке вообще никаких сообщений в средствах массовой информации (радио, ТВ, пресса) не было, будто не существует искусства за рубежом, кроме, пожалуй, какой-нибудь Болгарии или ГДР. Думаю, что современная молодежь уже и не скажет, что это за аббревиатура. Это и были "совковые" времена. Диски (тогда еще это были виниловые пластинки) с запада привозились в основном какими-нибудь морячками, контрабандно, и продавались за большие деньги. К примеру, у нас в городе (а живу я в Челябинске), это не такая уж большая дыра, по тем временам диск Deep Purple "Burn" меньше чем за 60 рублей взять было невозможно. А это было примерно ползарплаты дипломированного инженера, или учителя. Нам, пацанам, такие возможности были недоступны, поэтому мы покупали магнитофонные катушки (пятисотметровки) и за 3 рубля, сэкономленные на мороженом и завтраках, переписывали на них ту музыку, которую хотели слушать сами. И мы слушали Beatles, Deep Purple, Led Zeppelin. Как так получилось, что именно эту музыку мы начали слушать, для меня загадка да сих пор, ведь никто не учил нас, не подсказывал, "что такое хорошо, и что такое плохо". Наоборот, из редких заметок в советских журналах мы узнавали, насколько тлетворна та музыка, которую мы слушали, да и уже любили. И только после развала советской империи всем стало ясно, что это совсем не так.

Итак, заполучив на очередной катушке новый альбом Led Zeppelin Presence, я был разочарован. Альбом был каким то монотонным. Однообразный ритм довлел над музыкой. Понравился, пожалуй, только Nobody's fault but mine своей энергетикой. И опять я не ошибся! Позднее, в No Quarter эта вещь была полностью переделана, и зазвучала так, как и должен звучать настоящий блюз. Откуда в Планте это внутреннее понимание и чувство блюза? Вроде у него не было родственников среди американских негров? Но блюз у него в крови. Не знаю, можно ли этому научиться, но Роберт Плант с самых первых своих альбомов великолепно владел этой манерой исполнения. Среди музыкантов, оказавших влияние на Планта, числятся Elvis Presley, Beatles, Bob Dylan, Yardbirds, может в них поискать эти самые корни? При более внимательном рассмотрении альбома BBC Session выяснилось, что вышел он в ноябре 1997 года при самом непосредственном участии Джимми Пейджа. Он занимался восстановлением этих записей и был продюсером альбома. Надо сказать, что работу свою он сделал великолепно! Шумы в записях практически не слышны, зато музыка звучит очень сочно и динамично. Трудно поверить, что запись сделана 29 лет назад! Да-да. Первый диск это запись 1969 года (studio and live), а второй диск - 1971 (live concert). Причем, есть значительное отличие, скажем, от альбомов Antology Beatles. Если у них вошли в антологию какие-то рабочие или бракованные варианты песен (что само по себе тоже очень интересно для любителей музыки), то у Цеппелинов это полноценные композиции без всякого "музыкального брака". Два с лишним часа их музыки проходят на одном дыхании. Первый диск - это композиции с первого и второго их альбома. Что очень интересно: на нем трижды (!) исполняется Communication Breakdown (3:12, 2:40, 3:05). Причем, абсолютно никаких повторов, каждый раз слушается по-новому. И это не единственный повтор: You shook me; Dazed and confused; I can't quit you babe; Whole lotta love. Все эти композиции (мне очень трудно назвать их - просто песни) присутствуют в двух вариантах на этих двух дисках. Но если первая компашка - это студийная запись, то вторая - живая запись с концерта. А для ценителей их музыки и таланта это очень важно. Только если слышишь, что музыканты на живом концерте создают музыку по качеству не уступающую студийной, понимаешь, насколько высок уровень их мастерства. Это вам не дешевые фонограмщики! Ну и как ощущение от прослушивания? - спросите вы. Одним словом - наслаждение. Эту музыку нельзя слушать мимоходом, где-нибудь в автомобиле (путешествуя из Петербурга в Москву например), нельзя слушать, выполняя какую-нибудь работу по дому. Конечно, никто не запретит слушать музыку, как вам нравиться, но "там не тот аффект". Такую музыку, так же, как и серьезную классическую музыку (пусть тот, кто не считает ее таковой, первый бросит в меня камень!), нужно слушать исключительно внимательно, не отвлекаясь ни на какие дела! Уж поверьте мне! Лучше сесть напротив акустических колонок ( и никаких "ушей"!), расслабиться и наслаждаться музыкой. Лично я просто ложусь на пол, на спину и закрываю глаза. Неповторимые ощущения! Ты не просто слышишь музыку, ты плаваешь в ней, она целиком тебя наполняет, ты растворяешься в ней. Бас гитара Джона Пол Джонса пронизывает каждую частичку твоего тела, неповторимо виртуозная игра Джона Бонэма на ударных раскачивает тело не хуже чем на качелях и не дает отвлечься от музыки ни на секунду, а голос Роберта Планта сливается воедино с виртуозной гитарой Джимми Пэйджа и возникает какой-то ирреальный новый мир.

1969 год. Пэйжду 25 лет, а Планту всего 21. А ощущение такое, будто они вместе с десяток лет уже играют. Наглядный пример - Daze and confused. Гитара и голос. Неимоверное соревнование этих двух инструментов порождает такие же неимоверные сочетания звуков - диву даешься! Конечно, они еще молоды, они экспериментируют со звуком (посмотрите, как Пэйдж играет смычком на своей электрогитаре в Dazed and confused), но это очень плодотворные эксперименты, дающие только положительные результаты. В 1994 году в еще одном концертном альбоме No Quarter, записанном во время мирового турне Плант с Пэйджем уже так не экспериментируют с голосом и гитарой, там они профи (!) -отточенное мастерство, помноженное на накопленный опыт самостоятельной и совместной работы, дают не менее превосходный результат. Правда, в No Quarter - другие эксперименты со звуком: это и симфонизм, и слияние стилей английской баллады, американского блюза и индийской музыки. И опять попадание в десяточку! В музыке, как в науке, - гениальные идеи появляются на стыке совершенно разных направлений, но об этом альбоме нужно говорить особо. Хочется отметить Джона Пол Джонса. Обычно он держится как-то в тени двух явных лидеров, но без него, на мой взгляд, Цеппелины не были бы самими собой. К примеру, в I can't quit you babe бесподобная игра бас-гитары создает как бы своеобразное полотно, на котором голос Планта рисует яркую картину. Для этой песни даже не нужен никакой перевод, и так ясно, о чем в ней поется, интонация говорит сама за себя. Опять параллель с классикой - помните? - Никого не интересует содержание романса "Соловей" Алябьева, интересно, как это преподносит слушателям Елена Образцова. Вот и здесь - то же самое. Или возьмите Going to California; That's the way. Просто две акустические гитары. И я не берусь определить, на какой из них играет Джон, а на какой Джимми, настолько тонкую и ажурную нить мелодии сплетают они вокруг голоса Роберта Планта.

Интересная история произошла с композицией Thank you. Когда я впервые услышал ее (а она записана на легендарном Led Zepplin II), перед моими глазами отчетливо возникла следующая картина: английская природа; вдаль уходящие до горизонта холмы, поросшие травой, сливающиеся с тревожным серо-синим небом, и где-то сбоку, или даже за спиной, невдалеке, тревожный, но не сильно волнующийся суровый океан. Иногда сквозь тучи может промелькнуть солнце, но тревогу внушает дождь, который вот-вот начнется. К сожалению, в Англии я ни разу не бывал, но именно такую картину в моем воображении нарисовала эта песня. Вы можете не поверить, но именно эту картину изобразил режиссер в фильме о Led Zeppelin "The song remain the same". Вы можете ее увидеть, только там еще всадник на коне скачет по этим самым холмам. В этом и заключается, на мой взгляд, мастерство художника : чтобы суметь так ярко нарисовать картину, что стираются языковые, культурные и любые другие барьеры, разделяющие людей. Искусство, более, чем что либо другое, сближает людей. Именно этой композицией (Thank you) и завершается второй диск, что, на мой взгляд, неслучайно. Это как бы программное произведение. Во-первых, песня о любви, во-вторых, классическая английская баллада по стилю. Даже игра Джон Пол Джонса на клавишных заставляет слышать вас обычную ирландскую волынку. Но не везде их песни располагают к лирической углубленности и самосозерцанию. Immigrant song, Heartbreaker, Dazed and confused, Black dog - это поток энергии, боли, злости и не знаю, чего еще, просто захлестывает вас через край. Для меня - абсолютно стопроцентное средство исправить свое настроение и отдохнуть одновременно - это послушать Led Zeppelin. За полчаса их музыка снимет любую усталость и придаст новые силы. Проверено неоднократно.

Что собой представляют их песни? По стилю это либо блюз, либо рок-н-ролл (впрочем, довольно часто это одно и то же), по характеру это английские баллады (в этом очень хорошо заметны их национальные корни), по содержанию - в основном, песни о любви. Пожалуй, недостатков в этих дисках я не обнаружил. Тому, кто знаком уже с творчеством Led Zeppelin и причисляет себя к их почитателям, этот сборник доставит огромное удовольствие. Тем, кто еще не знает, о ком тут шла речь, я бы тоже посоветовал послушать эти диски. Ведь я говорил о классике, классике хард-рока. Эта музыка - уже общемировое достояние, как Моцарт, Чайковский, Beatles. А классику нужно если и не любить, то хотя бы знать. Желаю вам испытать те же чувства при прослушивании этих дисков, что испытал и я.

The song remains he same!

Порываев Андрей
(Robert Plant fun)

Copyright 1998 Андрей Порываев and@icc.surw.chel.su



отправить свои комментарии, пожелания, предложения и т.д.


Обзоры этого автора
Blackmore's Night, Shadow of the moon
Ольга Арефьева "Батакакумба","Сторона От"
Ringo Starr "VERTICAL MAN", "VH1 STORYTELLERS"
"Apocalyptica"
Чиж & Cо. "Бомбардировщики"
Наталья Маркова и группа Двуречье "Светозар"
Ольга Арефьева и группа Ковчег "БОЖИЯ КОРОВКА"
Кинопробы
Jimmy Page & Robert Plant "Walking into Clarksdale"
Led Zeppelin. BBC Session


[Первая страница]
[Обзоры]
[Рок энциклопедия]
[Музей]

Music Phone Banner