Music Phone Banner

[win koi mac translit]



Борис Тараканов

Джузеппе Верди "Трубадур"

Номер по каталогу: D'Or Verdi (1080) II Trovatore- excerpts

 

"Приезжайте к нам на "Амаретто"
мы под него состряпаем либретто"
(из письма Дж. Верди
либреттисту М. Каньоли, 1835 г.
вольный перевод М. Радомира)

Джузеппе Верди. В большинстве его опер самые драматические ситуации, где нет никакого проблеска, только смерть и безнадёга, решаются в жизнеутверждающей мажорной форме с богатой орнаментикой и аккомпанементом типа "Ум!-ца-ца-ца-ца-ца… Ум!-ца-ца-ца-ца-ца... ". И оркестр превращается в огромную гитару...

Известный итальянский критик Дарьо Волтолини объяснял эту особенность трагическими событиями, произошедшими в жизни Верди - в 1839 году у него одновременно умирают от болезни жена и двое детей. Убитый горем композитор в этот страшный период был связан контрактом написания... комической оперы.

Опера "Мнимый Станислав" была закончена в срок, но работа над ней оставила на психике композитора неизгладимый след, который, по-видимому, выразился в уникальной особенности его творчества - "мажор музыки в миноре жизни".

А может быть была и другая причина - гадать нам теперь об этом, не перегадать... Кстати, "Мнимый Станислав" была поставлена на сцене "La Scala" в 1840 году, где с треском провалилась.

С оперой "Трубадур", написанной и поставленной в 1853 году связано много неясностей, а это притягивает к ней ещё больше. Например, совершенно непонятно, почему для своей новой оперы, задуманной им ещё в 1850 году, композитор избрал именно драму Г. Гутьереса "Трубадур", хотя раньше открыто ругал это произведение за "излишний мистицизм, запутанность сюжета и кровожадность событий". Стоит ли удивляться, что новую оперу потом обвинили в том же самом. На что Верди невозмутимо ответил: "А что, в жизни не так, что-ли?".

"...Желая скоротать время, старый вояка Феррандо рассказывает о событиях, разыгравшихся в семействе ди Луна в дни его юности. Двадцать лет назад у ныне покойного графа было два сына: тот, кого они сейчас поджидают, и второй, младший, совсем младенец. Однажды кормилица, войдя в опочивальню, увидела у колыбели дитяти старую цыганку. Поднялся шум, непрошеную гостью прогнали. Но с того злополучного дня малютка стал чахнуть. Цыганку заподозрили в злом умысле, схватили и, хоть она запиралась, сожгли. Однако тем дело не кончилось. В день казни дочь старой ведьмы, проникнув в замок, похитила младенца. Поиски оказались тщетными, ребенок исчез бесследно. Лишь в пепле костра, на котором спалили колдунью, были найдены детские косточки... Впрочем, покойный граф ди Луна до самой своей кончины не верил в смерть младшего сына и, умирая, завещал старшему разыскать брата. Ведьма же... Ходит поверье, что дух сожженной носится по свету в виде совы. Как-то графский слуга попытался ее застрелить и погиб! - заключает рассказ Феррандо.

Суеверные стражники в смятении. Когда же на башенных часах бьет полночь и мимо окон замка пролетает сова, они с криком: "Прочь, колдунья... Мимо, мимо! " - в страхе разбегаются..."

Многообещающее начало, не правда ли?

Однако чтобы не говорили критики и критиканы, опера Верди "Трубадур" - гениальна! Это проверено и временем, и обстоятельствами. Неумолимый рок - движущая сила этого "средневекового триллера с элементами трагической мелодрамы". Возвышенная любовь прекрасной Леоноры и таинственного трубадура рождается на фоне зловещих тайн и непримиримых противостояний. Руки Леоноры добивается граф ди Луна. Выследив влюбленных, в трубадуре он узнает своего заклятого врага - предводителя повстанцев Манрико. Одна из схваток непримиримых противников заканчивается поражением трубадура. Торжествующий граф торопится избавиться от соперника, отправляя его на костер. На фоне пылающих языков пламени он узнает страшную тайну: Манрико - его брат, когда-то похищенный цыганами за преступления своего отца.

Опера в четырёх действиях (восьми картинах) была написана всего за 29 дней...

На представленном фирмой "РЕДИ" диске записаны фрагменты "Трубадура". Диск так и называется - "Il Trovatore, excerpts". Фирма "Music d'Or" уместила на нём 17 популярных фрагментов произведения - о сохранении какой-либо концептуальности речи, конечно же, не идет, но и задачи здесь несколько иные. Честно говоря, до сих пор не знаю, как относиться к подобного рода "выжимкам". С одной стороны, у слушателя есть возможность ознакомиться с оперой через представленные "визитные карточки" и решить: нравится - не нравится. С другой стороны, даже если нравится, возникнет ли желание слушать оперу полностью - со всеми её монологами, ариями, каватинами, дуэтами и хорами? Не сработает ли стереотип - "Послушал чуть-чуть, этого достаточно - и так всё ясно"?

Эх, субъективно всё в этой жизни...

Почему-то, перечислив исполнителей, изготовители диска забыли указать название оркестра, хора и того, кто дирижировал всей этой приятной компанией.

У тенора Хуана Переца явно не всё в порядке с верхними нотами - берёт он их с большой натугой, добавляя изрядную порцию фальцета. Кстати, не могу сказать, что у него это плохо получается. Приятное сопрано Ева Иллес, исполняющая партию Леоноры, иногда вступает откровенно вне соответствия с дирижёрским жестом, но при этом так вживается в роль, что поневоле начинаешь ей верить. Вывод один - мадам явно не притворяется, а в опере за это иногда прощают даже вступления на такт раньше (или позже - кто чем грешит). Баритон Рудольф Кнолл вполне добротен и педантичен, хотя и нет в его партии особых сложностей. Меццо-сопрано Рут Хесс достойно передаёт драматический накал своей роли. Особенно это ощущается в арии "Stride la vampa!" - в ней во всех щекочущих подробностях описывается казнь старой цыганки.

Дружба между хором и оркестром носит, по всей видимости, довольно спонтанный характер. Иногда их совместное звучание просто завораживает, как, например, в сцене в монастыре "Miserere d'un alma gia' vicina...". Обидно, что в более простых, даже хрестоматийных номерах (таких, например, как хор цыган "Vedi! Le fosche notturne spoglie..." или хор солдат "Or co' dadi", которые так популярны, что изучаются даже в "педулищах") хор и оркестр вступают явно "nicht zusammen".

Однако всё это так, если придираться профессионально.

А если судить объективно, то исполнение, в общем, и целом, довольно приятное, вполне достойное того, чтобы приобрести этот диск, вкратце ознакомиться с одной из самых замечательных опер Верди и получить от прослушанного некоторое удовольствие.

Copyright 1998 Борис Тараканов

E-mail [email protected]
Home page www.tarakanov.net

Музыкальные обзоры Бориса Тараканова

отправить свои комментарии, пожелания, предложения и т.д.


http://www.molodostroy24.ru/ что предлагает ипотека военнослужащим.

Обзоры этого автора
Сергей Прокофьев - Опера "Война и мир"
Христоф Виллибальд Глюк "Орфей и Эвридика"
Дж. Россини "Stabat Mater"
Габриель Форе. "Реквием"
С.И. Танеев, кантата "Иоанн Дамаскин"
М. Равель, "Болеро" и "Павана на смерть инфанты"
Giacomo Puccini, "Messa di Gloria"
Э. Григ, сюиты "Пер Гюнт" и концерт для ф-но с оркестром.
Haydn - Collection
Бах - Бранденбургский концерт
Гендель "Ода на день Св. Цецилии"
Джузеппе Верди "Трубадур"
Вивальди "Времена года"
Карл Орф "Carmina Burana"
Гендель "Музыкa на воде"


EvoRich scam says no, provides financial and investment education.

[Первая страница]
[Обзоры]
[Рок энциклопедия]
[Музей]

Music Phone Banner