Music Phone Banner
[win koi mac translit]

Андрей Порываев

Наталья Маркова и группа Двуречье
"Светозар"

Когда в первый раз я услышал эту музыку, вроде по "Русскому радио", я сразу загорелся приобрести себе этот диск. Однако, как оказалось, на кассетах такой записи нет в принципе, а на компашках: "была недавно, сейчас нет". Да и то, во множестве киосков, и даже вроде бы фирменных магазинах, торгующих музыкой, даже не знают о такой певице. Потому как меня постоянно поправляли: не Наталья, а Татьяна Маркова. У Татьяны много дисков выпущено, и ее песни, как сказал один из ди-ждеев по радио, это песни одиноких баб.
Прошу не путать! Речь сегодня идет именно о Наталье. И ее песни ничего общего с песнями Татьяны не имеют. Вышел этот диск совсем недавно. Примерно полтора месяца назад он даже попал в рейтинг продаж Горбушки, но всего лишь на одну неделю. Так что сначала мои поиски успехом не увенчались. Пиратских изданий этого диска, похоже, не было. А то что, на него не обратили внимания пираты, очень о многом говорит! Причем это характеризует его только с хорошей стороны. Если бы речь шла о какой-нибудь попсе, то его бы ни за что не пропустили. В моей практике это второй диск, пропущенный пиратами. Первый был - Александр Градский "Живьем в "России". Кстати, великолепный альбом, требующий отдельного обзора. Тогда мне удалось его приобрести, заказав через www.cdru.com.

Итак, что же это за диск? На что он похож? Помните, как в той легендарной музыкальной сказке "Алиса в стране чудес" с Владимиром Высоцким: "похоже на апельсиновый сок, банан, жареную утку с яблоками, пломбир и соленые огурчики". Так и с Натальей Марковой. Можно много параллелей провести с другими исполнителями, но определить, что это за музыка просто невозможно. Единственное верно - у нас появилась новая звезда. Однозначно!
Markova Опасаясь навлечь на себя немилость многих фанатов, все же выскажу свое мнение: на нашей эстраде по вокалу практически всех певиц она заткнет за пояс. Разве что Агузарова обладает таким же сильным и самобытным голосом. Когда я первый раз слушал Наталью по радио, не зная еще, кто поет, я думал, что слышу Настю Полеву. Та же энергия, тот же мощный посыл в голосе. Абсолютно неповторимые интонации и акценты. Смысловые акценты. Однако голос у Н. Марковой посильней и побогаче. Не знаю, где она училась петь, но ее пение очень своеобразное. Народное. Глубокие народные русские корни. Но не нужно сравнивать ее ни с Бабкиной, ни с Кадышевой. На мой взгляд, их песни можно определить как "народная попса". Уж слишком они утрируют, стилизуют эту самую народность, начиная с костюмов, музыкальных инструментов и обработок, кончая самой манерой исполнения. У Марковой этой стилизации нет и в помине. Народность и самобытность идут откуда-то из глубины души. Ее песни, если не прислушиваться к музыкальному сопровождению, - это древнерусские песни, плачи, может быть, даже где-то молитвы, какие-то заклинания. Можно провести еще одну параллель с записями Пола Уинтера с ансамблем Покровского. Но и это не совсем то. Там искусственно скрещивались русские народные мотивы с американской джазовой музыкой. У Марковой все естественно сочетается. Дело в том, что Маркова не только певица, она и автор слов и музыки. А никто, кроме автора, лучше не исполняет свои произведения. Вспомните, сколько было потуг перепеть того же Высоцкого. А что толку?

Теперь о текстах песен. Опять: самобытны и своеобразны. Я не знаю, кто такая Наталья Маркова, где она училась, кем работает, но могу сказать точно, что с филологией ей приходилось сталкиваться. Настолько необычны тексты песен. Это древнерусский язык, старославянский, или близкий к этому. Чтобы понять тексты, мне пришлось хорошенько полистать словарь В. Даля и попереводить кое-что с русского на русский. Это песни о любви, о природе - о единении человека с природой, сказочные мотивы. Не могу не процитировать некоторые строки:

Сокол удалой,
Красно солнышко,
Возьми меня за рученьки,
Веди гулять с собой за околицей,
По проселочку.
Возьми меня за рученьки,
Веди меня по травушке,
Веди по шатким мостикам,
Веди меня до морюшка до синего,
До неба дальнего -
Через огонь, через воду,
Через матушку-сыру-землю,
Через надежду, через веру,
Через глупую любовь мою.

Такая вот народная любовная лирика на фоне великолепной рок-музыки группы Двуречье. Кстати, тоже ничего о группе раньше я не слышал. Вообще не нашел никакой информации в Интернете ни о Марковой, ни о Двуречье. Фантастика. Причем музыка не забивает народность, а дополняет пение, подчеркивает смысл, и значение каждой фразы. Например, песня "Стожень". Напоминает мне Костю Кинчева с песнями "Стерх", "Паскуда", "Плач", "Дурак", где у него тоже народные корни дают о себе знать. Еще некоторые вещи на альбоме, которые напомнили мне мой любимый Led Zeppelin. Например, композиция "Светозар". Тот же балладный принцип построения, развития и завершения образа. И музыка такая же объемная и сочная. Слышится блюзовая основа. Или вот посмотрите, какой великолепный образ:

И отблеском зарниц
налились гроздья
и каплями бегут
по пальцам
раненых юных рябин.

На мой взгляд, - ярко нарисовано. Причем без музыки они совершенно не так воспринимаются. Это единое целое. Невозможно отделить одно от другого. Это как бы бардовские песни в лучшем значении этого слова. Еще хотите?

Где ветром стонут -
слышишь? -
озорные леса
лукавая фея
творит чудеса:
подманит взглядом,
сгинет
меж высоких стволов
и иверни счастья
залечит в одно
и засмеется рядом,
расплескав колдовской настой -
сама безумить рада
без причин уводить за собой.
Ласками, плясками, уговорами,
Добрыми, злыми ли наговорами

Представили? Красиво, правда? По Далю, иверни - это осколок, кусочек, щепоть. Для меня Н. Маркова также интересна, как и Suzanne Vega или Tanita Tikaram. Интересна в том плане, что есть, что слушать в песне - текст, смысловая нагрузка. Это вам не попса, где на куплетик пустенького текстика сорок раз повторяется такой же пустой припевчик.

Стихи, судя по датам в буклете, написаны в период с 1992 по 1995 год. Запись в студии была летом 95 года. И только теперь (в 1998 году) альбом дошел до слушателя. Альбом явно не однодневка. Очень хорошо продуман композиционно. Как весь целиком, так и каждая песня. Сам альбом оформлен тоже со вкусом. Двойной разворот, на котором и фотография Натальи, и аннотация к альбому, и список исполнителей и спонсоров. Кстати, спасибо им за поддержку таких талантов. В альбом вложен и буклет с текстами всех песен. Хочется поздравить с таким дебютом Наталью и всю ее команду. В аннотации к альбому сказано, что есть идея для второго альбома. Жду! Там же есть маленькая строчка, что тираж всего 1000 экземпляров. Для России это просто смешной тираж. Особенно для такого диска, как этот. Так что, если вы хотите получить огромное удовольствие от музыки, открыть для себя новое имя, пробудить в себе свои национальные корни, да и просто все доброе и светлое, что будит в душе музыка, не проходите мимо этого диска!
Покупайте,пока он есть.

Порываев Андрей
(Robert Plant fun)

Copyright 1998 Андрей Порываев [email protected]



отправить свои комментарии, пожелания, предложения и т.д.

Обзоры этого автора
Blackmore's Night, Shadow of the moon
Ольга Арефьева "Батакакумба","Сторона От"
Ringo Starr "VERTICAL MAN", "VH1 STORYTELLERS"
"Apocalyptica"
Чиж & Cо. "Бомбардировщики"
Наталья Маркова и группа Двуречье "Светозар"
Ольга Арефьева и группа Ковчег "БОЖИЯ КОРОВКА"
Кинопробы
Jimmy Page & Robert Plant "Walking into Clarksdale"
Led Zeppelin. BBC Session



[Первая страница]
[Обзоры]
[Рок энциклопедия]
[Музей]

Music Phone Banner