"Из всех искусств важнейшим для нас является Кино"
Наверное, я не оригинален в подборе эпиграфа. Где-то я уже это слышал :-). Хотя речь сегодня пойдет не
столько о самом Цое, а о влиянии его творчества на нас, о восприятии его искусства нами непосредственно или
через кого-либо. В данном случае это tribute.
Диски "Цой 1 tribute" и "Цой 2 tribute" появились (по крайней мере у нас в Челябинске) совсем с небольшим
промежутком - недели две. На первом диске из более-менее мне знакомых по творчеству имен встретились лишь
Пикник и Земфира. Пикник - довольно старая команда, профи. Здесь они исполняют, пожалуй, самую известную, я
бы сказал, культовую песню "Алюминиевые огурцы". Интересная такая версия получилась, алюминиевая. :) Совсем
не похожая на оригинал.
Хочу сразу расставить все точки над i. Оригинал - всегда лучше копии. Это аксиома. Но это совсем не
означает, что копии не нужны. Они нужны. Точнее, не копии, а клоны. И уж совсем здорово, когда получается
новое произведение. Почти самостоятельное. На мой взгляд, такое произошло с песней "Видели ночь" в исполнении
Zdob si zdub. Честно говоря, не знаю, что сие название означает, как и не знаю их самих. Однако, получилось очень
здорово, свежо, весело, залихватски. Я вообще мало знаком с творчеством большинства представленных на этих
компашках групп. Их объединяет, пожалуй, несколько моментов. Первый - это новая волна (помните: "новая волна
- где она?") музыкантов, появившихся в последние годы. Второй - эти музыканты занимают такую своеобразную
новую нишу в музыкальном сообществе. Это не рок в чистом виде, но и не попса, опять же в чистом виде. Понятия
наслаиваются, сливаются. Я назвал бы такое течение, ну скажем, попсовым роком. Поскольку рок как таковой не
является массовым. А музыка, про которую я говорю, приобрела массовое распространение. Да вы послушайте
радио - там такого навалом. Третий - довольно качественные записи. Профессиональное исполнение, отличный
звук. Этот пункт важен. Вспоминая те "добрые старые времена", когда все это начиналось, те буйные восьмидесятые
и расцвет ленинградской и свердловской школ, вы заметите, что на первом месте там было СЛОВО, а уж потом
МУЗЫКА. Мы все тогда слушали песни, вслушиваясь в тексты. Мы слушали Цоя, не обращая внимания, на то, что
гитара, под которую он поет, порой не настроена, что сам он порой дико фальшивит. Все это также относится и к
эстету Бутусову, и к бунтарю Шевчуку и к гуру БГ, да и многим другим. Мы не замечали тогда всего этого. Мы
слушали песни. Была другая эпоха. Музыка в России была чем-то большим, чем просто музыка ("Это способ, чтобы
не сойти с ума:"). Кто из молодых не застал этого - посмотрите фильмы "Асса", "Игла", и вы почувствуете
настроение той эпохи. Хотя, смешно сказать, это было всего два десятка лет назад. Но было в совсем другой стране
и уже в прошлом тысячелетии :(. Грустная наблюдается картина: один уже мертвый музыкант (Дюша Романов) поет
песни другого мертвого музыканта (Виктора Цоя).
"Итак, о чем я? А, о роке!" Новая эпоха. Новый уровень. Это не позволяет плохо играть, это не позволяет
использовать дешевые инструменты, записываться в домашних студиях. Музыканты, даже еще никому не
известные, пытаются пробиться на престижные студии, чтобы там сделать запись. И это, наверное, хорошо. Так и
надо. Но это, как говорят математики, условие необходимое, но недостаточное. Нужно еще иметь то, что нужно
записывать. Музыку и слова (талант). И вот в таких случаях и выручают tributы. Все, что нужно, есть. Однако и это
не всегда выручает. Ведь нужно не просто спеть всем известную песню (эт вам не караоке!), а выразить себя через
нее. Некоторым это удается, а некоторым нет ("некоторые женятся, а некоторые - так"). Совсем не надо пытаться
копировать хриплый голос Цоя, как это пытались сделать Король и шут (правда, не знаю, кто именно из них) в
песне "Следи за собой". А лучше делать, как это сделал А.Ф. Скляр в песне "Мама, мы все тяжело больны".
Получилось просто новое произведение - натуральная клиника. Молодец Александр! Слушается замечательно.
Ничего путного не выходит, если своего сказать нечего. Это произошло с Мультфильмами и с Чичериной.
Что про них сказать? Убого. Дешево. Пошло. Попсятина. Единственное объяснение - это, видимо, способ так
прославиться.
Сильно разочаровал меня в этот раз и Чиж. Совсем не похоже на него.
А вот кто порадовал, так это Земфира (в последнее время почему-то ее пишут через Z). Объяснюсь. Я не
любитель этой певицы. Нет, поет она хорошо, голос есть (татары - музыкальный народ). А вот как она относится к
публике, как ведет себя.: Много гонору и апломба. Мне такое не по душе. Может, с возрастом это у нее пройдет? А
пока ее лучше слушать, чем смотреть. Так вот, две песни , которые она исполняет на дисках, "Кукушка" и "Каждую
ночь", слушаются просто замечательно. Сделаны и исполнены с душой и любовью. Очень честно и нежно передано
настроение автора, и в то же время всем остается ясно, что поет Земфира.
Чрезвычайно свежо слушаются Воплi Вiдоплясова - "Солнечные дни" и "Пачка сигарет". Цой по-хохляцки -
это круто! Не могу без улыбки их слушать :)
Вы заметили? Песни Цоя уже не принадлежат ему. Это наши песни. Уже почти народные. Может, в этом и
заключается бессмертие? Виктор Цой жив!
"Генерал" в исполнении Аквариума - это совсем новое произведение. С первых аккордов понимаешь, что это
именно БГ. То же самое можно сказать и про Бутусова со "Звездой по имени солнце". Это практически новые
авторские проекты. Звучат они совсем не так, как мы привыкли слышать у автора, но хуже от этого не становятся. В
этом и заключается профессионализм.
После фильма Брат-2 (помните песню "Полковнику никто не пишет"?) и Кинопроб (Опять песня "Кукушка",
которую исполняла и Земфира) я обратил внимание на группу Би-2 и купил их отдельный альбом, который так и
называется БИ-2, о чем нисколько не жалею. Очень перспективная, на мой взгляд, команда. Очень сочный
динамичный и ровный альбом. Рекомендую.
Смысловые галлюцинации, Tequilajazzz, Рикошет, Кукрыниксы, Михей. Специально еще раз внимательно
переслушал диски и не могу ничего плохого про них сказать. Подошли творчески к Цою. Слушается свежо.
Правда, я уже не раз слышал и такое мнение: мол, все они извращенцы - только портят песни. Вынужден не
согласиться. Вот у меня есть альбом Great Zeppelin группы Great White. Звучит, конечно, хорошо, но скучновато. От
оригинала ничем не отличается, даже голос Роберта Планта довольно неплохо имитируют. Но своего ничего нет. А
вот когда в песни вносят свое отношение, это бывает интересно.
Думаю, что в целом проект Кинопроб удался. Да вы сами купите диски, послушайте. Говорят, уже идут
работы над третьей частью. Песен у Цоя много :).