Music Phone Banner
[win koi mac translit]

Андрей Порываев

Blackmore's Night
Shadow of the moon (1997)  Under a violet moon (1999)

Появление альбома "Shadow of the moon" (для краткости в дальнейшем - "SOTM") вызвало у почитателей таланта Ричи Блэкмора самые противоречивые отзывы и сразу раскололо их на два противоположных лагеря. Одни приняли новое звучание сразу и безоговорочно, другие столь же безоговорочно отвергли этот альбом. Помню заметку того времени в "Комсомольской правде" (правда, забыл, кто был ее автор), в которой говорилось, что, мол, нашел себе Ричи новую подружку, связался с какой-то никому не известной певичкой, и только в угоду ей и записал этот альбом, дабы с помощью своего имени и авторитета протащить ее на эстраду. Это, конечно, не дословно, но смысл заметки я передал довольно точно, а поскольку я себя отношу если не к фанам, то уж к любителям его творчества точно, то, не поверив такой заметке, решил прослушать альбом сам. Кстати, очень хорошее правило - никому не верь! Слушай сам, оценивай только сам. Нас уже отучили верить новостям в газетах и TV. И это к лучшему. В конференциях типа fido7.su.music появилась масса комментариев типа: Блэкмор "опопсел" совсем, исписался, что после Rainbow это совсем не музыка и т.п. Хочется отметить, что в правилах "хорошего тона" таких конференций (почти прописано в рулезы) следует ругать кого бы то ни было. И на одну положительную оценку в чьем-либо письме приходят в ответ штук пять ругательных, ладно если еще хоть как-то пытаются аргументировать свою точку зрения. Но чаще бывает, как у Портоса: "Я дерусь, потому что я дерусь!" Надеюсь, мой пытливый читатель уже догадался, что я не принадлежу к вышеупомянутой категории слушателей. Но зачем, спросите вы, вновь начинать эту дискуссию? А затем, что совсем недавно вышел второй альбом того же самого Ричи Блэкмора с той же самой Кэндис Найт "Under a Violet Moon" ("UVM"). А это говорит о том, что "SOTM" не был случайностью. Если вы еще не слышали этих альбомов (пожалуйста, не смейтесь, не все у нас в стране еще знают и слушают Rainbow или Deep Purple), то я вам очень завидую. Вам предстоит два часа наслаждаться великолепной музыкой. Это будет интересно всем, кто любит романтическую музыку. Романтическую в лучшем смысле этого слова. Романтическую в смысле романтизма Рахманинова или Свиридова, романтическую в смысле Толкиена, Стругацких, Сервантеса, и если хотите, Пушкина. Эти альбомы будут интересны тем, кто любит народную английскую (уж корни-то точно оттуда) музыку. На первом диске из пятнадцати композиций одна треть в титрах значится как traditional - это "Greensleeves", "Magical World", "Renaissance Fair" и "Writing on the Wall". В последней песне в соавторах музыки значится еще один романтик - П.И. Чайковский. В ней звучит тема из "Лебединого Озера". Не могу удержаться, чтоб не процитировать чуть-чуть ее:


Had me heart on a silver chain
With the words engraved
"I loved you"...
Like a swan that was lost at sea
I lost all of me
To you...
Now I see the writing on the wall...
К сожалению, не смог найти аналогичной информации по второму диску - слушаю пиратский диск, а в сети, даже на родном сайте Ричи www.ritchieblackmore.com подробностей нет. Надеюсь, это пока. Эти альбомы будут интересны тем, кто любит истории о рыцарях и их походах, о благородных дамах, ожидающих возвращения рыцарей из далеких походов с победой над злом. Вот, скажем, песня "Amber" явно навеяна фантазиями Роджера Желязны. Эти альбомы будут интересны тем, кто любит живую акустическую гитару и красивую гитарную игру. Эти альбомы будут интересны тем, кто неравнодушен к музыке менестрелей. А это слово довольно часто упоминается на дисках. И, я думаю, недаром. В средние века так в Англии называли музыкантов- профессионалов. И Блэкмор здесь нисколько не красуется, а просто исполняет типичные народные мелодии, такие, как в песне "Play Minstrel, Play". Кстати, любители Jethro Tull сразу отметили для себя, что в исполнении этой песни принимал участие Ian Anderson вместе со своей флейтой. Эти диски будут интересны всем, кто любит спокойную, красивую, мелодичную музыку. Некоторые мои коллеги именно на альбоме "Shadow of the Moon" познакомились с творчеством Блэкмора и были в полном восторге от такой музыки. Теперь, я уверен, их коллекция пополнится и "Under a Violet Moon". А уж потом, я им подсуну ту же песню "Self Portrait", но только в исполнении Дио, и посмотрю на их реакцию. Глядишь, будет для них back to the future. Кстати, эта песня, исполненная Кэндис, звучит совершенно не так, как ее пел Ronnie James Dio еще в 75 году, но при этом нисколько не хуже. Честно говоря, я бы эти два альбома выпускал как один двойной альбом, настолько в музыкальном плане они выглядят как единое целое. Этого не произошло, видимо, потому, что после выхода альбома "SOTM" в ходе турне с этой программой писались песни для последнего альбома и окончательно в студии он был сведен лишь в начале 1999 года. Если взглянуть на оформление двух альбомов, то ни у кого не останется сомнения в единстве их тематики, стиля, замысла. Это то, что называется соответствием формы и содержания. А что касается текстов, то поэзия двух альбомов также гармонически сочетается. Вот, скажем, первая песня "Shadow of the Moon" с одноименного альбома:
In the shadow of the moon,
She danced in the starlight
Whispering a haunting tune
To the night...
     А вот первая песня "Under a Violet Moon"   с не менее одноименного
альбома:
Raise your hats and your Glasses too
We will dance the whole Night throught
We're going back to a Time we knew
Under a violet Moon.
Борьба добра и зла. Рыцари, замки, сокровища, дьявол, волшебство, музыка, танцы и, конечно, любовь. Вот о чем поет Кэндис под гитару Блэкмора на двух этих альбомах. Не скажу, что такие темы возникли у Блэкмора вдруг и неожиданно. На самом деле он романтик уже давным-давно. Послушайте, о чем он пел еще в 75 году в альбоме "Ritchie Blackmore's Rainbow", и вы не будете удивлены: "The Temple of the King", "Sixteen Century Greensleeves". Главная тема, генеральная линия на протяжении этих альбомов - это, конечно, любовь. Любовь мужчины и женщины. И мое твердое убеждение в том, что это "вина" Кэндис. Я не знаю, женат Блэкмор или нет, или Найт просто его girlfriend, да это мне и не важно и не интересно. Важно другое. Я считаю, что на протяжении последних лет именно взаимоотношения Блэкмора с Кэндис стали источником вдохновения для создания таких песен. Только влюбленные люди могут писать такие песни:
Be mine tonight,
We'll travel through all our memories,
In our own little space in time,
You've always been mine...

Through the years,
I feel your love beside me
Through the laughter and the tears,
You've conquered all my fears...

So many stories,
So many treasures,
So much our lives have shared...
We've done it all and we've done it together,
You know I've always cared...

In this heart,
There'll never be another,
You have made my life complete,
Our love is like a dream...

Это отрывок из песни "Be Mine Tonight". Комментарии тут излишни. А вот к песне "Gone With The Wind" пояснения, пожалуй, не помешают. С первых аккордов этой песни слышна знакомая мелодия (особенно старшему поколению; тем же, кто воспитан на "Отпетых мошенниках" она вряд ли что говорит). Вспомните песню "Полюшко-поле", написанную, как подсказали мне знающие люди, еще в тридцатых годах Л. Книппером на слова В. Гусева. Конечно, у Ричи слова совсем другие, а вот музыка рождала у меня некоторые вопросы об авторстве, на которые, однако, я получил исчерпывающий ответ от Кэрола Стивенса с уже упомянутого сервера www.ritchieblackmore.com:
"You are correct. L.Knipper wrote the original melody that Gone With the
Wind
was based on. Candice's family was from the Russian Polish border and the
song was writeen about Candice's family.
Best Regards,
Carole"
Вот так. Теперь понятно, откуда такое название, да и смысл самой песни во многом становится ясней:
"She survived the nightmare
Began a whole new life here
But I can see behind those eyes
She still sees those fires in the night..."
Я намеренно даже и не пытаюсь перевести все те отрывки, которые вы читаете. Бесполезно. Делайте это сами, чувствуйте сами, домысливайте сами. Любая настоящая поэзия строится на образах, наверное, как и любое настоящее искусство. А. Пушкин хорош на русском языке, В.Шекспир, видимо, на английском. Поэтому моя попытка перевести выглядела бы просто варварством. К примеру, вы знаете, что существует русская версия рок-оперы "Jesus Christ Superstar". Так вот, зная и любя первоисточник, мне кажется кощунственной сама мысль перевести это на русский язык. Но это было такое небольшое отступление от главной темы нашего разговора. Пожалуй, достаточно цитат, хотя и трудно остановиться. Поговорим немного о музыке. Трудно сказать, кто главней на этих альбомах. Блэкмор или Кэндис. В заголовках обоих дисков присутствует название "Blackmore's Night", и эта игра слов неслучайна. Чистый и звонкий голос Найт действует гипнотически, завораживающе. В отличие от нелестного отзыва "Комсомолки", я не могу ничего плохого сказать о Кэндис как о певице. Голосом она владеет отлично, поет чисто и вдохновенно. Чувствуется, что и она испытывает удовольствие от того, что делает. На мой взгляд, это один из критериев, отличающий настоящую музыку от "попсы", - когда исполнители вкладывают в музыку свою душу. Те же, кто утверждал, что Блэкмор стал играть музыку, "от которой можно уснуть", не правы абсолютно! Он продолжает играть ту же музыку. Вот послушайте хотя бы отрывок с первого трека альбома "UVM", где звучит абсолютно узнаваемый маэстро! Просто он продолжает расти в своем постижении искусства. И это здорово! Скучно бывает слушать предсказуемую музыку у предсказуемых музыкантов. (И это, пожалуй, один из признаков "попсовости" музыки) А настоящие мастера постоянно удивляют своих слушателей. Прав А. Макаревич: "Не стоит прогибаться под изменчивый мир" Не могу не сказать и еще об одном альбоме. Называется он "Blackmore's Kingdom" и появился он как раз в промежуток времени между выходами этих двух альбомов. На обложке портрет самого Блэкмора, оформление по стилю тоже совпадает. На диске записано 19 треков. Причем некоторые из них пересекаются с альбомом "Shadow of the Moon". Музыка по стилю тоже аналогична. Однако, на диске только музыка - и никакого вокала. Этот CD имеет хождение в четырех странах: Россия, Украина, Болгария и Греция. Не знаю, как в других странах, но у нас в стране он не редкость. Сам Блэкмор категорически отказался от авторства и вообще от какого-либо участия в этом проекте. Но пока не объявился автор, остаются некоторые вопросы... Автор! Ау! Отзовись! Тем, кто еще не познакомился с этими альбомами или вообще не знаком с Ричи Блэкмором, я думаю, самое время открыть для себя удивительный волшебный музыкальный мир, созданный им за несколько десятилетий как самостоятельно, так и в содружестве с другими, не менее талантливыми музыкантами. И начинать можно именно с этих дисков. Позволю себе переделать фразу из его песни: если тебе не нравится рок-н-ролл, то еще не поздно... Приятного Вам прослушивания!

Порываев Андрей
(Robert Plant fun)

Copyright 1999 Андрей Порываев [email protected]

Статья прислана в музей Сергеем Ворониным в июне 2006 года.

Обзоры этого автора
Blackmore's Night, Shadow of the moon
Ольга Арефьева "Батакакумба","Сторона От"
Ringo Starr "VERTICAL MAN", "VH1 STORYTELLERS"
"Apocalyptica"
Чиж & Cо. "Бомбардировщики"
Наталья Маркова и группа Двуречье "Светозар"
Ольга Арефьева и группа Ковчег "БОЖИЯ КОРОВКА"
Кинопробы
Jimmy Page & Robert Plant "Walking into Clarksdale"
Led Zeppelin. BBC Session



[Первая страница]
[Обзоры]
[Рок энциклопедия]
[Музей]

Music Phone Banner